Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

116 время, когда естественный бечевник делался проходимым, тяга производилась по обоим берегам, и на каждый берег от- делялась половина лошадей (4). В порогах лошадей требова- лось в 2-3 раза больше, их соединяли с нескольких барок, проводя барки через порог по очереди. На полубарку ставили 8 лошадей, на большую лодку – 3. На каждой барке находился лоцман и два коренных для отлива воды и охраны груза. В Вышнем Волочке судоотправители запасались продовольствием, шестами, паклею, скобами и ведрами – на случай неблагоприятного сплава. В Вышнем Волочке барки, войдя из Тверцы в Тверецкий канал, размещались при Вышневолоцкой пристани в последо- вательном, по мере прибытия, порядке; в случае большого их скопления суда отводились по р. Цне и за Волочёк – к Заводской плотине. Пропуск через каналы начинался, когда скапливалось не менее 300 барок. Открывалась плотина на водохранилище – и за день уходило в Мсту до 120 судов, а весь караван проходил через Цнинский канал за 3-4 дня (5). Для провода барок через Ношкинские пороги нанимались только местные лоцманы, а число сходочных увеличивалось до 25. На Басутинской пристани нанимались басутинские лоцманы, и число сходочных доходило до 57. На Опеченской пристани вновь брали местных лоцманов для провода через Боровицкие пороги до Потерпелицкой пристани. На всех опас- ных местах Боровицких порогов на берегу дежурили женщины из прибрежных селений, с ведрами и ковшами. По первому Вверх, и по Волге и по Тверце, караваны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1