Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

117 знаку лоцмана они бросались к потерпевшей аварию барке, отливали воду или выбирали кладь. На Потерпелицкой приста- ни отпускали добавочных рабочих и местных лоцманов и про- должали плавание только с вышневолоцкими лоцманами (6). На водной системе имелось пять пунктов остановки ка- раванов для смены лошадей и обслуживающего персонала. В Вышнем Волочке останавливались все суда. В Твери и Вы- шнем Волочке глубина осадки замерялась с помощью судо- мера, через который обязательно проходили все барки. Если барка сидела в воде глубже, то её требовалось разгрузить, и лишний хлеб поступал в казну. Но этого, как правило, никогда не бывало. Караванные сборщики, повидавшись с кем следует и уплатив кому следует, проходили беспрепятственно с грузом на 16 и даже 17 вершков. Так что на барке частенько находи- лось не 7500 пудов хлеба, а 8000 и более. Летний и осенний караваны грузились с осадкой 53 см, и на судно грузилось око- ло 100 тонн (6500 пудов). Нужно заметить, что такие объёмы грузились на барку уже в XIX в., когда Вышневолоцкий водо- раздельный участок работал в полную силу. Во 2-й половине XVIII в. загрузка барок не превышала 4000 пудов, а до постройки Мстинского шлюза (1766 г.) и вовсе 2000. Причина в том, что уровень воды в реках, который могли в то время поддерживать, не позволял грузить больше. Таким образом, объёмы перевоз- имых грузов росли и за счёт увеличения нагрузки на барку, и за счёт возрастания числа пропускаемых через каналы судов (7). взводили при помощи конской тяги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1