Михайла Сердюков - Бароно Имегенов
118 Барки. Государство с самого начала эксплуатации вышнево- лоцкого канала постоянно контролировало технические харак- теристики барок. В первое десятилетие, то есть до Сердюкова, по нему ходили самые разные типы судов. Кроме иностранных «новоманерных тялок, шхун и эверсов», применялись и суда старо- го типа: карбусы, полукарбусы, водовики. И те и другие являлись малоприспособленными к экстремальным условиям судоходства по Вышневолоцкому водному пути: быстрая Тверца, стремитель- ные и порожистыеМста иВолхов, шлюзы, бурные озёраИльмень и Ладожское – требовали постройки новых универсальных судов (8). Строительство их началось в Вышневолоцком яму уже в 1710 г.: «…под руководством обер-комиссара от Адмиралтей- ства Ульяна Синявина одновременно строилось 100 стругов… В 1712 г. Емельяну Лисицыну велели к кампании 1713 г. построить 20 стругов для перевозки различных корабельных припасов… В дальнейшем Вышний Волочёк стал одним из центров по- стройки «новоманерных» судов, для чего туда в конце 1712 г. из Новой Ладоги прислали образец тялки. В 1715 г. освоили выпуск и других судов – эверсов и вышневолодок» (9). Пётр I уделял судам, предназначенным для перевозки грузов к новой столице, особое внимание. Ещё до 1719 г. он начал требовать строить только «новоманерные» суда. И принуждал к этому не только штрафами и угрозой сурового наказания – в разных источниках неоднократно упоминается о посылке специалистов по строи- тельству судов. В ноябре 1718 г. «на Мсту, в Вышний Волочек послан мастер, который должен там построить и оставить для об- разца эверсы разных размеров, для инструктирования в оснастке эверсов посланы отдельные мастера… Школой создания новых судов стала учрежденная вПетербургеПартикулярная верфь –для обучения строительству новых судов на Вышневолоцкую систему посланы мастера этой верфи Бутенев и Булгаков» (10). Уже после 1720 г. «на все пристани и во всеместа, где производи- Гружённая хлебом барка, оснащённая на сплав: 1 – потеси, 2 – «стояно», или «полати», для лоцмана и судорабочих. Кули с хлебом по всей длине барки сложены в «бунты» 1 1 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1