Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

120 Алексеевич – штрафы, наказания. Но даже ему приходилось от- ступать: как столице без хлеба, железа, корабельного леса? (12) С увеличением грузопотока быстро росло и число барок, не- обходимых для перевозки. Для Вышневолоцкой водной системы строили барки в четырёх губерниях: Ярославской, Тверской, Нов- городской и Санкт-Петербургской. «Барки строятся на притоках верхней части Волги, в уездах: Гжатском, Сычевском, Ржевском, Зубцовском, Старицком, Новоторжском, Вышневолоцком, Бе- жецком, Тверском, Мологском, Белозерском, Череповецком и Кирилловском, близ Рыбинска, в самом Рыбинске и по Мсте на всех пристанях выше и ниже Боровицих порогов» (13). «По реке Цне... ежегодно делается барок до 60... которые на месте и в Вышнем Волочке продаются...» В 1850-х гг. в Тверской губернии «...промысломэтим, особливожеблизсплавныхрек, занятозимоюдо 16.000человек» (14). Всёэтосоотносимоис уездамидругих губерний империи, территория которых примыкала к Вышневолоцкой водной системе: Смоленской, Ярославской, Новгородской, Петербургской. К примеру, для Новоторжского купечества в конце XVIII в. ежегодно строилось более 100 барок и полубарок. «26 фев- раля 1798 г. Ведомость сколько в Новоторжской дистанции к будущему сего 1798 г. весеннему времени строится для Ново- торжского купечества по наряду построителями, каких именно судов, в каких местах, за какую цену, и на ту постройку откуда доставляются леса на каждую барку и полубарку на сколько употребляется тесу и кокор, и что получают за работу построи- тели. О том значит под сим: Всего 52 барки и 15 полубарок в 11 местах , цена барки 190 – 200, полубарки 15 –160. Всего на 12377 руб. На барку употребили тесу на 85 руб., кокор на 50 руб., на полубарку – тесу на 66 руб., кокор на 34 руб. По- стройка барок на бечевнике бесплатно, на владельческой земле построители платят от 2 до 5 руб. с каждого судна» (15). За 1810 год через Вышневолоцкое водохранилище про- пущено вновь изготовленных 5 барок, 5 полубарок, 7 лодок и заготовок: потесей 960 плотов (около 10 тыс. шт.), кокор 13 плотов (около 1500 штук), брёвен 274 плота (16). Строили барки в основном крестьяне, и поэтому трудились они только в зимнее время – летом «судостроители» крестьянствовали. Отправляемые по Вышневолоцкой водной системе суда должны быть дешёвыми, гибкими и большей грузоподъёмности. Из-за невозможности взводки вверх по Мсте все барки служили одну путину. ВСанкт-Петербурге они продавались, разбирались на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1