Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

121 дрова или для строительства, на так называемый барочный лес. Для устройства остова барок, ходивших от Твери до Санкт- Петербурга, использовалась преимущественно ель. Основой служили кокоры – еловые стволы вместе с большим боковым корнем. Корневая система ели поверхностная – мощные корни идут в стороны, а не в глубину. Древесина ели более гибкая, чем у сосны, что очень важно при проходе барок через пороги. На порогах суда сильно изгибались, поэтому днище обшивалось не хрупкой сосной, а более гибкими и прочными еловыми досками. Для строительства «вышневолочанок» не требовались верфи и стапеля. Вот как описывает строительство барок В.И. Даль в своём знаменитом словаре: «При стройке, наперед всего под обвод барки ставят клетки, сложенные из обрубков, поперек на них кладут лежни, с подкладкою под концы их головников; на лежни ложится вдоль барки лыжна – средний брус днища; на концах лыжни по кокоре, а к ним кормовой и носовой пни; затем плотят днище, швы которого называют заморками, и ставят боковые копани, приставляя к хвостам их по борту бабки; все это снаружи обносится рыбинами, а днище по ребру опоясывается уторами. По окончании набо- ра, по бортам идет обшивка… на копани по днищу кладутся в три ряда 7-8-вершковые брусья, киретни, а на воротах два ряда 4-5-вершковых, это воротовые поясья. На плечах судна четыре бабки, а против них посредине такие же четыре ухвата Постройка судна: на клетки положены лежни, на лежнях вдоль барки лыжна – средний брус днища; на концах лыжни по кокоре. Идёт обшивка бортов байдаком

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1