Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

123 попарно, для укрепы шеймы (якорной цепи). Руль, кормило сплочивается из трех стоячих брусьев: ближайший к пню, дубовый – сапог, задние два – чертенята; сверху губа – рычаг для управления». Дно барки обшивалось в основном еловым байдаком (доски толщиной 50 мм). Сосновые тёсины (доски толщиной 25 мм) шли на обшивку бортов барки (17). С. Максимов в своей книге «Куль хлеба и его похождения» так описывает подготовку барок к загрузке: «На воде хлебную барку окончательно снаряжают: утверждают на столбах крышу, чтоб не мочило хлеб сверху, кладут толстые жерди вдоль барки и на них такие же поперёк – это подстилка, чтоб не мочило хлеб снизу. Для отлива воды в середине барки приготавливают место вроде кори- дора, обставленное с обеих сторон лубками – сюда собирается вся вода, и отсюда её будут убирать деревянными черпаками» (18). Размеры судов Вышневолоцкой системы с самого начала её службы регламентировались государством. К началу XIX в. они установились следующие: длина неболее 17 саженей (36м), шири- на не более 4 саж (8,5 м), высота бортов – 2 аршина (142 см) (19). Управлялись барки с помощью потесей, или поносных, – сво- его рода огромных вёсел длиной до 9 саженей (19 м. – Прим. авт.), две – спереди и две сзади. После прохождения порогов надобность в таких вёслах отпадала. В Новгороде их раскалы- вали надвое и из половинок выделывали потеси поменьше, с которыми барки шли до Санкт-Петербурга. А оставшиеся про- давали. Таким образом, потеси служили нескольким караванам. Большое количество этих огромных вёсел готовилось в Вышнем Волочке и уезде – вверх по реке Цне. Вышний Волочёк, остров Бураки. Заготовка потесей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1