Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

129 Можно назвать статью С.Н. Дмитриевой «Тверской период де- ятельности Ведомства путей сообщения России 1809-1816» (2) да работу Х.Д. Сориной «Место Твери и других городов Тверской губернии в Волжской водной системе во 2-й пол. XVIII века» (3). Из работ общего плана это книга Э.Г. Истоминой «Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века» (М., 1982) и, конечно, «Судоходный дорожник Европейской России». Тверская пристань находилась на месте перехода водного пути в столицу с Волги в Тверцу, что позволяло играть городу Твери выдающуюся роль в системе связей Северо-Запада с внутренними районами страны. Это была самая крупная после Рыбинска и самая известная пристань начиная с тех самых пор, как за реконструкцию водного пути взялся М.И. Сердюков. Если до 1719 г. от Твери к Санкт-Петербургу проходило около 400 судов, то с окончанием основных работ по капитальному переустройству всех гидросооружений Вышневолоцкого водораз- дельного участка их число доходит до 3000. Тверская пристань становится основной перевалочной базой главной транспортной системы империи, а город Тверь – узловым пунктом этой системы. Объёмы грузов, поставляемых тверскими купцами в Санкт- Петербург, росли быстро, особенно во второй половине XVIII в. В 1772 г. 37 тверских купцов отправили к Петербургу 162 судна с хлебом, салом, пенькой, железом... А в 1787 г. в Твери и на Тверце загрузилось для столицы империи уже 252 барки. В тот год только железа прошло через Тверь почти три миллиона пудов (4). В 1792 г. число судов возросло до 269 – Тверская пристань по этому показателю заняла третье место после пристаней Рыбинской и Гжатской (5). К середине XIX в. Вышневолоцкая водная система находилась на пике своего развития. Через Тверь за сезон проходило более 5000 судов. К Тверской пристани приходили весенние караваны: Верхневолжский – с верховьев Волги, Гжатский – с Вазузы, фор- мировался свой – Тверской караван; а потом начиная с июля шли к Тверской пристани суда летнего и осеннего караванов. Вот что в то время отправлял в столицу губернский город Тверь: «...ежегодно до 400 судов с грузами на сумму до 800 тыс. руб. серебром» (6). Общий вес грузов, не считая леса в плотах, ежегодно доходил до 3 миллионов пудов (50 тыс. тонн). С водной системой тем или иным образом была связана жизнь доброй половины жителей губернии, а в самой Твери и селениях по берегам Волги, Тверцы и Цны – практически

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1