Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

132 цов. Это только одного каравана, и мы посчитали на 1000 судов, а за путину от Твери отправлялось к столице до 5000 барок и более. Выходит, что на весь сезон требовалось 750 тыс. пудов сена, для чего был необходим труд 3 тыс. крестьян. Теперьпосмотрим, чтонужнодляоборудования400барокТвер- ского каравана: 125 тыс. кулей (для ржаной муки), вес 500 тонн (привозное), 125 тыс. рогож для слищей и чехлов, вес 750 тонн (привозное); 2400 пуд. (30 тонн) белых снастей из новой пеньки; 4200 пуд. (82 тонны) новой ходовой бечевы; 500 пуд. (8 тонн) канавной бечевы; ок. 1000 пудов «железного припасу» (наконечники, кольца, скобы разные, гвозди разные), 400 вёдер или шаек; 1200 войлоков; 1300 пудов пакли (10). Последний пример. Что такое отправить в столицу 40 тыс. четвертей муки ржаной? Четверть ржи равнялась 150 кг – это значит 6 тыс. тонн. Для того чтобы привезти такой объём хлеба на пристань, требовалось около 20 тысяч подвод. А расстояние подвозки-то совсем разное: с Сахарова или Каблукова побли- же, а везли отовсюду, часто не успевая обернуться за день, – из Кушалина, Гориц, Киверичей. Да и возили хлебушек на мельницы и Тверскую пристань только зимой. Мы уже считали, сколько потребуется сена для 1000 лошадей (для 20 тысяч – соответственно в 20 раз больше), а в осенне-зимнее время требовался ещё и овёс. Вот и получается, что только для того, чтобы заготовить потребные объёмы сена, нужен труд крестьян нескольких уездов, соседствующих с рекой. Поскольку «экипажи» судов – лоцман и два коренных – фор- мировались в Твери, профессии эти являлись особо востре- Барки и огибёжная лодка на Волге в Твери

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1