Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

133 бованными как в самой Твери, так и в прибрежных селениях вдоль Тверцы. Нанимались в лоцманы, судорабочие и коноводы жители 19 деревень, то есть почти всех селений Тверского уезда, располо- женных на берегах реки Тверцы (11). Совершенно справедливо и обо- снованно писалаХ.Д. Сорина в своей работе: «Для обслуживания судоход- ства требовалась огромная затрата разнообразного человеческого труда по строительству судов, оснастке их, по транспортировке грузов» (12). Ещё один интересный факт истории главного города тверской земли, связанный напрямую с Вы- шневолоцким водным путём. В 1810 г. Тверь становится столи- цей вновь образованной Экспедиции водяных коммуникаций – будущего Ведомства путей сообщений царской России. Экспе- диция преобразована из Департамента водяных коммуникаций по инициативе принца Г. Ольденбургского, генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, канцелярия которого находилась в Твери (13). Первое заседание Совет управ- ления Экспедиции открыл в Твери в январе 1810 г. Всю транс- портную сеть огромной империи поделили на 10 округов (14). В Первый округ вошли: система верхней Волги, трасса Вы- шневолоцкого водного пути, бассейны озера Ильмень, Невы, Луги, Наровы, Ладожского озера (без реки Свири). Протяжённость водных путей округа, проходивших в основном по территориям Тверской, Новгородской и Петербургской губерний, составила 2260 верст. При этом упразднили Вышневолоцкую и Боровичскую конторы и экспедицию Ладожского канала. Успешно начатую ра- боту Экспедиции водяных коммуникаций прервала война 1812 г., и её деятельность возобновилась только в 1816 г. (14) 180 лет служила России Вышневолоцкая водная система, и сто лет из них являлась единственной транспортной артерией – истинной «дорогой жизни», связывавшей новую столицу с Поволжьем. А начиналась эта «дорога жизни» в столице Тверского края, и мы по праву могли говорить: «Тверь – в Петербург дверь» . Г.П. Ольденбургский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1