Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

146 форматора, сделавшего ставку на таких, как Сердюков и Демидов. Надо ли объяснять, что значили для государства, воевавшего практически беспрерывно, металл и транспортная магистраль, связывавшая стремительно растущую молодую столицу империи и одновременно единственный порт в Европу с Волгой и Уралом?! Акинфий Демидов в советское время некоторыми историка- ми характеризовался как «хищный приобретатель, жестокий и энергичный делец, державший в своих руках непосредственное руководство быстро разрастающимся огромным предприяти- ем». Но, с другой стороны, это человек колоссальнейшего ума, превосходный знаток горного дела, до тонкости овладевший секретами тульских и саксонских мастеров, знавший все секреты производственного процесса на своих заводах. Великое мастер- ство, высочайший профессионализм, страстная преданность своему делу – вот что лежало в основе процветания «железного» хозяйства Акинфия Никитича Демидова (7). Первый железный заводНикита Демидов завёл около 1695 г. (8) При Петре Алексеевиче корабельное железо, якоря, пушки в Адмиралтейство поначалу поставляли самые разные русские заводы. Первый заказ от Адмиралтейства демидовский завод получил уже в 1700 г., а с 1701 г. стал поставлять металл и на Тульский оружейный завод. Начиная с 1718 г. устанавливается объём ежегодной обязательной поставки а Адмиралтейство – 47.700 пудов железа (9). Во все концы Российской империи шли с Урала демидовские караваны (10). При Акинфии Демидове объ- ём государевых поставок вырос больше чем вдвое: «...каждогод- но в Петербург назначалось до ста тысяч пудов железа и более». Урал. Барка с железом на р. Чусовой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1