Михайла Сердюков - Бароно Имегенов
147 К 1750 г. «железные» караваны Демидовых состояли из 20 – 30 барок, гружённых полосовым железом и чугуном, клеймённых «Старым соболем» (11). Главным пунктом на пути железных ка- раванов стояла Рыбная Слобода – в будущем г. Рыбинск. Здесь огромные (до 100 тыс. пудов) суда зимовали, здесь с них проис- ходила перегрузка на мелкосидящие местные барки, набирались работники на путину до Твери, Волочка, Санкт-Петербурга, Риги. Демидовская продукция поступала ранней весной в Тверь, а оттуда через Вышний Волочёк в Санкт-Петербург и часть через Ржев и Белый в Ригу (12). При этом поставляемый Демидовыми уральский металл отличался отменным качеством (13). Именно невьянское же- лезо впервые в истории России стало экспортироваться в за- рубежные страны. Даже Англия, многовековая монополистка в металлургии, стала покупать русский металл (14). Интересный момент: в числе демидовских друзей из видных чиновников, на поддержку которых опирался известный гор- нозаводчик, находились и главный «предстатель» Сердюкова кабинет-секретарь Елизаветы Петровны Иван Антонович Чер- касов, и бывший евреиновский приказчик, президент Коммерц- коллегии Пётр Петрович Шафиров. Акинфий Никитич Демидов к 1745 г. владел 25 железоде- лательными и медеплавильными заводами с 25 плотинами, Урал. Петровский молотовой завод. Рис. 2-й пол. XVIII в. Клеймо деми - довского железа «Старый соболь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1