Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

154 На долю Ивана Михайловича пришлось участие в самых круп- ных отцовских проектах: сначала, в 1742-1749 гг., масштабные работы по улучшению судоходства по Тверце – «чистка бечевни- ков порогов, кос и плес...», а затем ещё более грандиозные ра- боты по чистке «вредительных боровицких порогов». Работы на Мсте продолжались до самой кончины М.И. Сердюкова в 1754 г. После смерти отца все заботы легли на плечи Ивана. Он не обладал блестящими организаторскими способностями отца, хотя и превосходил его в объёме теоретических знаний. Иван Михайлович не начинал новых крупных проектов, но Вышне- волоцкая водная система под его руководством продолжала работать исправно, как и при отце. И.М. Сердюков трагически погиб 15 октября 1761 г. (33) После него осталась вдова Анна Акинфиевна и трое детей: сыновья Михаил 16 лет, Пётр 9 лет и дочь Екатерина 7 лет (34). 1. В близких сподвижниках Петра I числилось немало лиц «подлого» происхождения: светлейший князь А.Д. Меншиков, сын пирожника; барон и вице-канцлер П.П. Шафиров, сын новокрещёного еврея; кабинет-се- кретарь царя А.В. Макаров, выходец из вологодских мещан; первый ге- нерал-полицмейстер России граф А.М. Девиер, сын бедного еврея-ору- жейника; известный механик и изобретатель А.К. Нартов... 2. РГАДА, ф. 248, оп.1, кн. 810, д. 1, л. 247. 3. Юркин И.Н. Демидовы. Столетие побед. М., 2012. С. 403. «Никита Демидович Антуфеев (1656-1725), сын простого тульского кузнеца, осно- ватель знаменитой династии Демидовых». 4. Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. М., 1996. С. 169 – 172. 5. Демидов Акинфий Никитич (1678-1745). В 1742 г. состоялась свадь- ба Ивана Михайловича Сердюкова и Анны Акинфиевны Демидовой. 6. Юркин И.Н. Демидовы. Столетие побед. М., 2012. С. 125 – 129. 7. Там же. Глава 7. Расцвет горного царства. С. 229 – 251. 8. Там же. С. 32 – 36. 9. Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. М., 1996. С. 104 – 107. 10. http://ru.convdocs.org/docs/index-202450.html Мельчакова О.А. Н.Н. Демидов и его «железные караваны»: роль заводовладельца в ор- ганизации транспортировки заводской продукции, организация перевоз- ки продукции Нижнетагильских заводов Демидовых к основным рынкам сбыта. Л. 57 об./ Постановление об отправлении в караванах железа. I. Наделываемое при заводах железо каждогодно отправлять с при- станей в четырех отделениях: 1-е: в Петербург временной или однолет- ний; 2-е: в Москву, Казань и Нижний; 3-е: в Рыбинск на зимовку, от ко- торого отделится в Ярославль, Тверь, Дубны и в Ригу по Шексне; 4-е: к Таганрогскому порту. 11. Ильин М.А. Тверь в 18 столетии // Из истории Калининской области. Сборник статей и документов. Калинин, 1960. С. 45. В 1750-е загрузка од- ной барки составляла в среднем 5000 пудов, получается 100 – 150 тыс. п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1