Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

16 Скотский навоз занимал важное место в жизни кочевников. Аргал, сухой навоз крупного рогатого скота, использовался в ка- честве топлива. Толчёный овечий навоз (бууз) насыпали в виде подстилки под роженицу и в люльку новорождённому. При похо- ронах, прежде чем положить покойника на землю, её устилали слоем сухого навоза. К кровоточащим ранам прикладывали пепел сожжённого конского навоза (хомоол). Использовали сухой навоз и в некоторых ритуальных действах (8). Кочевое скотоводство являлось основным занятиеммонголов на протяжениитысячелетий.Главноемерилобогатстваиблагосостояния– количество скота: лошадей, верблюдов, скотин рогатых (коров), овец и коз. Издавна бытовал термин «табан хушуу мал» – пять видов ско- та – как показатель благополучия. У тайшей число голов измерялось тысячами. У кочевников победнее – сотнями, десятками (9). Немало было и таких, у кого своей животины вообще не водилось – они на- нимались ухаживать за скотом к богатым монголам (10). А вот орошением пастбищ в Монголии занимались – об этом свидетельствуют многие авторы. Декабрист Н.А. Бестужев, от- бывавший ссылку в Селенгинске, писал в 1852 г.: «Оросительные системы того времени были достаточно сложными… Для забора воды из рек устраивались плотины, запруды из камня, дерева и земли… Каналы и дамбы в долине Селенги являлись насущной необходимостью. Главная их задача – задерживать весеннюю воду» (12). Возможно, что именно здесь истоки гениального изобре- тения М.И. Сердюкова – устрой- ство водохранилища для сбора весенних паводковых вод, с тем чтобы использовать их летом для повышения уровня воды в реках и каналах. Таким образом, монголы учились у русских земледелию, а русские у местных кочевников – строить каналы и плотины (13). Земледелие . Каменистая почва и резко континентальный климат (долгая, суровая зима и иссуша- ющая жара летом), а главное – кочевой образ жизни совершен- но не способствовали развитию хлебопашества. Это отмечали и иезуиты: «Земледелием здесь не занимаются, и нет почти никаких следов цивилизации» (11). Монгол в родном аиле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1