Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

17 Бурят - ское обоо – место поклоне - ния духам Что касается изготовления для своих нужд необходимых в каж- дой юрте вещей: войлока, шкур, упряжи, сёдел, посуды, одежды, обуви – всё это производились, по существу, в каждой семье (14). Михаил Иванович на допросе сказал про занятия отца так: отец его был мастеровой человек, делал сёдла и луки – значит, можно пред- положить, что отец его мог изготавливать сёдла и луки не только для себя, но и для родственников. Но данных о том, что рядовые кочевники занимались изготовлением вещей на продажу, мне нигде не встречалось. По мнению Н.Б. Бадмаринчинова, «скорее, имел место обмен из хозяйственных или родственных соображений». А вот такие работы, как валяние войлока, выделка шкур, изготов- ление упряжи, шитьё одежды и обуви, по данным учёных и иссле- дователей, умел выполнять практически каждый взрослый монгол. Учёба . Где и как Бароно «по той отеческой своей вере писмен учился до слогов и от закона часть некоторую знал», точно узнать не удалось. Здесь разброс мнений учёных и исследователей оказался ещё больше. Ясно, что речь не могла идти о буддистских школах, они появились значительно позднее – при дацанах, когда вместо времен- ных войлочных дуганов появились стационарные монастыри (15). Н.Л. Жуковская считает: «...возможно… учили Бороно дома, но ни- как не в монастыре, ибо в основы буддизма даже на ранней стадии обучения почитание неба никак не входило ни тогда, ни сейчас». Информации о формах обучения детей в Монголии XVII в. тоже оказалось немного. С помощью работников кяхтинского музея удалось узнать, что метод, по которому обучали мальчиков в Мон- голии, называется «гэрийн сургалт», что означает «получивший образование в юрте», или, в переводе на современный язык, до- машняя учёба. Об истории образования в Монголии и, в частности, о гэрийн сургалт писал известный монгольский академик Бира (16).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1