Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

181 нужно помнить, говоря о вероисповедании М.И. Сердюкова, по- вторяю ещё раз, Бароно Имегенов родился и вырос язычником. Вторая религия, которая имеет право более всех других, – православие. Но и здесь всё далеко не так однозначно. Поче- му? Крестили его в христианскую веру насильно, точнее, без его согласия. Да и кто будет спрашивать согласия у раба? Указ Алексея Михайловича от 1684 г. запрещал «ясашных и посо- шных в кабальное холопство имать» (то есть фактически, в рабство), и причина тут проста: и те и другие платили в цар- скую казну налог, или ясак. Случалось, таких попавших в «ка- бальное холопство» отбирали на таможнях не только у рядо- вых казаков, но и у воевод. Мужчин верстали в казаки, женщин выдавали замуж. А новокрещёных уже не отбирали, поэтому и старались хозяева побыстрее окрестить своё новое приоб- ретение. Так поступил и Иван Михайлович Сердюков, «вскоре» после сделки «сподобив Бароно христианскаго крещения» (3). Михаил покорился новой вере, да другого выбора у него и не было. Это, вероятно, объяснял и внушал ему и его новый владелец, ставший ему по новой вере крёстным отцом, Иван Михайлович Сердюков. Православие у Михаила-Бароно пере- плелось с родовой, родительской верой. А от принудитель- ного крещения до истинной искренней веры – дорога долгая. И сложно сказать, какую часть этого пути прошёл Михаил Ива- нович. Да, его крестили, учили русской грамоте, но основы-то у него, фундамент – язычество. Большая часть известных автору публикаций о вероиспове- дании Сердюкова относится к староверству. Сами современ- ные староверы прямо называют М.И. Сердюкова старообряд- цем, но при этом ни один из них не приводит ни одного факта, подтверждающего их позицию. К примеру, С.П. Петров, пред- седатель общества староверов Бурятии (4), в своей статье (5) называет старообрядцем не только самого Михаила Иванови- ча, но и его крёстного отца Ивана Михайловича, и даже дьяка, у которого Михаил обучался русской грамоте. И даже открытие сделал: оказывается, в Енисейске в 1691 г. существовала це- лая старообрядческая школа! Правда, при этом автор не при- водит не только ни одного довода своим словам, но и ни одной ссылки на источники. Видимо, считает, что, раз он – председа- тель, все должны верить ему на слово. К великому сожалению, такая позиция не только у руково- дителя бурятских староверов. Тверской протоиерей Евгений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1