Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

187 Иоанна, Анны, Елены, Михаила, Марии» – 840 пробы и весом «1 ф. 72 зол. ...» (20) Имена в надписи известны все: самМихаил Иванович, супруга его Анна Филипповна, сын Иван, жена сына Анна Акинфиевна, дочь Елена, внук Михаил (род. в 1744 г.), внучка Мария (род. в 1747 г.). Причину пожертвований тоже можно предположить. В 1747 г. у Сердюковых случилось два события: одно радостное – рождение 22 июля первой внучки Машеньки (21) и второе – тяжёлая длительная болезнь главы семейства, длившаяся с мая по август (22). В заключение привожу всего одно, но профессиональное мнение ведущего в России специалиста по истории и культу- ре старообрядчества, доктора филологических наук Е.М. Юхи- менко: «Каких-то конкретных свидетельств в пользу принад- лежности М.И. Сердюкова старой вере нет, кроме факта помо- щи, причем довольно смелой. Возможно, это была поддержка деятельного человека из народа таким же талантливым и тру- долюбивым людям из народа» (23) 1. РГИА, ф. 796, оп. 4, д. 449. Протокол допроса М.И. Сердюкова в Синоде. 2. Приведу наиболее характерные мнения. – «Тенгерны Бурхан – Высшее божество, высокое синее небо» (известный бурятский шамановед, доктор философских наук Михаил Дармаевич Зомонов). – «Бурхан у калмык или торгутов есть бог, но иногда называют тенгри. Но понеже у нас как бурханов, так тенгриев великое множество, они же бога единаго, творца твари, не признают и сказуют быть 8 миров, каждой особым тенгрием правитца, следственно, тенгрии – не что иное, как дух, а бурхан – идол или божижка» (известный государственный деятель и «пер- вый историк России» В.Н. Татищев. Лексикон российский исторический, географический, политический и гражданский. СПб, 1793). – «Тэнгерны Бурхан – буквально Бог Неба. Тэнгэр – одно значение – небо, а второе значение – по мнению столпов тэнгрианства – «Вечное Синее Небо». Бурхан – не означает однозначно Будда. Первоначально у бурят это слово оз- начало Бог, божество» (известный бурятский журналист, буддист Н.Д. Бадма- ринчинов – из переписки с Е.И. Ступкиным, письмо от 8 июля 2014 г.). – Н.Л. Жуковская, профессор, ведущий монголовед России, разъясняет термин «Тенгерны Бурхан» так: «Тэнгэр/тэнгри так называлось небо вообще (Вечное Синее Небо – Хох Мункэ Тэнгэр). Слово Бурхан появилось с буддиз- мом… Бурхан-тэнгэр – в этом термине «Бурхан» от буддизма – по мнению ряда ученых, это сокращение от Будда-хан, тэнгэр от шаманизма». – «Бароно родился в 1678 г., а в эти годы можно говорить лишь о ранних, несистемных попытках буддийских лам проникнуть в южное Забайкалье» (бурятский ученый Н.В. Цыремпилов, специализирующийся на истории раннего периода буддизма в Бурятии; на мой вопрос по поводу детского имени М.И. Сердюкова он ответил: «Бароно – имя добуддийское»). По словам Н.Л. Жуковской, «это был период, когда буддизм только-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1