Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

19 малым количеством воды и скудным кормом. В благоприятных условиях быстро накапливают подкожный жир, помогающий им переносить бескормицу зимой и во время засух. 1. Дамгинжавын Майдар. Памятники истории и культурыМонголии. Юрта прежде и теперь. «Самая распространенная 4-ханная юрта (хана – стена, в данном случае с решетчатым остовом) – её вес не превышает 500 кг, со- стоит она из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота около 3 м». 2. Жуковская Н.Л. Монголия. Мир кочевой культуры. М., 2014. С. 12 – 14. 3. Живописная Россия. Т. XII, ч. 1. СПб, 1895. С. 175 – 176. 4. Жуковская Н.Л. Монголия. Мир кочевой культуры. М., 2014. С. 79 – 84. 5. Там же. С. 175 – 176. 6. Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. II. 1686-1691. М., 1972. С. 703. Томас Перейра: «На протяжении более 30 лиг (1 лига равна 5 км. – Е.С.), мы встретили лишь несколько юрт кочевников, пасших овец, лошадей и коров, молоком которых они обеспечивали себе скудное про- питание… ». С. 738. Жан Франсуа Жербийон: «Зимой, когда скот не дает молока, они пьют лишь этот дурной чай. Они берут на день две ложечки чая, прибавляют к нему кусочек мяса величиной с куриное яйцо, а мясо это предварительно высушено на солнце или на огне». 7. Жуковская Н.Л. Монголия. Мир кочевой культуры. М., 2014. С. 83 – 84. 8. Там же. С.105 – 106. 9. Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. II.1686-1691. М., 1972. С. 616. «Ноября 198 (1690. – Е.С.) года в 14 день у мунгальского тайши Ирки Контазия мунгальский Катаг Батуртайша угнал конных табунов и рогатого скота тысячи с четыре». С. 200. «…Из-за Уды и Селенги по обеим сторонам рек мунгальские воровские люди отогнали 163 лошади, 4 верблюда, 50 скотин рогатых». По этому фрагменту можно судить о соот- ношении в хозяйствах северных монголов лошадей, коров (рогатых скотин) и верблюдов. Преобладали лошади, скотин рогатых меньше в 2-3 раза, а верблюды в Южном Забайкалье встречались вообще значительно реже. 10. Батуев Б.Б. Буряты в 17-18 вв. Улан-Удэ, 1996. С. 66 – 69. 11. Русско-китайские отношения вXVII веке. Т. II. 1686-1691. М., 1972. С. 703. 12. Современные проблемы этноэкологии и традиционного природо- пользования. Улан-Удэ, 2011. С. 48. 13. Н.Б. Бадмаринчинов: «Очень важная деталь! В подтверждение того, что Бароно произошел из мест ближе к низовьям Селенги. В очерках Бестужева «Гусиное озеро» и «Бурятское хозяйство» автор восхищается изобретательностью бурят в устройстве орошения лугов. Собственно монголы в этом не сильны, они не нуждаются в поливных сенокосах». 14. Батуев Б.Б. Буряты в 17-18 вв. Улан-Удэ, 1996. С. 75. 15. ПервыедацанывЮжномЗабайкалье (Гусиноозёрский, илиТамчинский, а также Цонгольский) основали только в 1741 г., то есть через 50 лет после того, как БароноИмегенов сподобился православного крещения в г. Енисейске. 16. Из переписки автора с Кяхтинским музеем Бурятии. Письмо от 23 октября 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1