Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

199 вторых, судоходство от Твери до С.-Петербурга экстремальное, и 350 вёрст по спокойной матушке Волге таковым назвать нельзя. Существует «Судоходный дорож- ник Европейской России», офици- альный орган Главного управления путей сообщения, вышедший в 1855 г. и написанный инженера- ми и учёными – специалистами по истории и функционированию Вышневолоцкой водной системы. Так вот, «Судоходный дорожник» сообщает: «Вышневолоцкая си- стема начинается от слияния реки Тверцы с Волгою в г. Твери и про- стирается по направлению к Санкт- Петербургу до устья Волхова при Новой Ладоге» (12). Получается, что всю свою официальную историю с 1709-го по 1889 г., то есть 180 лет, протяжённость Вышневолоцкого водного пути составляла 806 вёрст, а при «выходе на пенсию» ему прибавили «взводную часть» между Рыбинском и Тверью – ещё 349 вёрст. Подробнейший отчёт и анализ работы Вышневолоцкой водной системы дан один-единственный раз и только в «Судоходном дорожнике», и в нём данных по отрезку Рыбинск – Тверь нет. Есть ещё «Статистическое описание Вышневолоцкой водной системы 1875 г.» (13), но объём данных в нём на порядок меньше, и все они продублированы из «Судоходного дорожника». Весьма интересно, что и отчёт 1891 г. ссылается на тот же «Судоходный дорожник»: «Вышневолоцкая система в том виде, в каком она представлялась в пятидесятых годах, когда постепенными улуч- шениями доведена была до того состояния... подробно описана в «Судоходном дорожнике» 1855 г., а потому такое описание не входит в программу настоящей записки» (14). 5. На Вышневоцкой водной системе от Твери до Новгорода применялись паруса и труд бурлаков . Паруса и труд бурлаков от Твери до Новгорода не применялись никогда . Самое первое – об этом нет никаких указаний в «Судоходном дорожнике», в кото- ром подробнейшим образом описано, как функционировала Вы- шневолоцкая система. А второе – и бурлаков при взводке судов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1