Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

201 время для посадки кустов барбариса. А самое главное, до 1719 г. царю и нужды не было заезжать к М.И. Сердюкову. 7. М.И. Сердюков – крупнейший судостроитель. Эта легенда достаточно распространена в Бурятии. Некоторые бурятские авто- ры, рассказывая о М.И. Сердюкове, называют его «судостроите- лем». Профессор Ш.Б. Чимитдоржиев в своей книге называет Ми- хаилаИвановича «крупнейшим судостроителем» (22), а журналист А.В. Жапов в своих статьях – «судостроителем выдающимся» (23). Нужно, правда, отметить, что оба автора в защиту своих утвержде- ний никаких ссылок на архивы или публикации не приводят. В первую очередь сказать нужно о том, что, согласно слова- рям, судостроитель – это специалист по постройке судов. То есть специалист, под непосредственным руководством которого происходит весь процесс постройки судна (корабля). Занимаясь много лет исследованиями жизни и деятельности выдающе- гося гидростроителя, я нигде в энциклопедиях и специальной литературе не встречал упоминаний о такой «специальности» М.И. Сердюкова. Нет такого слова и в книгах авторов, наиболее полно рассказавших о работах создателя первой искусственной водной системы в России. Это книги «Михаил Иванович Сердю- ков»В.С. ВиргинскогоиМ.Я. Либерманаи«ПоПетровскому указу– канал на древнем волоке» Л.С. Быкова. Слово «судостроение», именно «судостроение», а не «судостроитель», есть только в статье В.С. Виргинского, М.Я. Либермана «Новые документы о жизни и деятельности М.И. Сердюкова». Но и там авторы сразу же объясняют смысл «судостроения»: «Сердюков производил заготовку леса, нанимал рабочих, изготовлявших доски. Он на- нимал мастеров и работных людей, которые строили барки, или сдавал постройку барок с подряда кому-либо из мастеров» (24) . Мастеров этих ещё можно назвать судостроителями, а вот дело Михаила Ивановича чисто «купецкое»: заплатил мастеру за работу, продал барку, получил прибыль. Да и применять такой термин к простейшему плоскодонному судну, по крайней мере, несерьёзно – получается что-то типа «водителя кобылы». Барки- то строили в сотнях мест в четырёх губерниях: Ярославской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской (25). Строили их, как правило, крестьяне – и государственные, и крепостные. А купцы, так же как и Сердюков, платили им за работу и исполь- зовали построенные ими барки для своих нужд. Были ли «государственные» заказы на постройку судов? М.Я. Либерман приводит текст письма от 24 марта 1724 г., в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1