Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

204 шневолоцких шлюзов в Тверцу: барок – 74, полубарок – 6, лодок – 206. После 1782 года спуска судов не было». С. 173. «За каждую барку, возвратившуюся с половинным грузом из С. Петербурга до г. Боровичи выдавать по 50 руб., а за полубарку – 30 руб.» Взводки до Боровичей не было совсем. 16. Истомина Э. Г. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. М., 1982. С. 83. «От Рыбинска вверх по Волге суда передвигались посредством конной тяги». 17. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства пу- тей сообщения за 100 лет его существования 1798-1898. СПб, 1898. С. 53. «...Для подъёма судов употреблялись тягольщики, которые проводили суда завозом на якоре. Проход завозом осуществлялся следующим образом. Бур- лаки на большой лодке, «завозне», завозили якорь саженей на 400 (850 м) вперед судна. Якорь с привязанным к нему канатом сбрасывался в реку. Сбросив якорь, бурлаки возвращались на судно, выбрасывая по пути в воду весь находившийся в лодке канат, конец которого – «подача» передавался на судно. Прикрепив к канату лямку из ремня, бурлаки накидывали её себе на плечо и, подчалившись к якорному канату, ходили по палубе один за другим и подтягивали судно. Поднимали якорь и начинали всё заново». 18. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ч. 3. Отв. ред. Г.К. Смирнов. С. 517 – 524. 19. Походный журнал 1723 года: «27 февраля обедали на Вышнем Во- лочке и тут изволил смотреть каналов и мельниц и протчего строения у М.И. Сердюкова и был тут до вечера и поехали в ночь». 20. РГАДА, ф. 248, кн. 5609, л. 143 об. «Старые госпоцкие деревянные ветхие хоромы... в них два покоя с перегородками, а одне сени... и оное строение совсем обветшало так что за ветхостию начато ломать». 21. В марте 1718 г. царь проезжал через Волочёк, но записей об этом неизвестно, а за март 1722 походные журналы не сохранились. 22. ЧимитдоржиевШ.Б. Бурят-монгол на службе у Петра Первого (Михаил Сердюков 1678-1754) Улан-Удэ, 2008. С. 19 – 20. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят- монгол на службе у Петра Великого. Улан-Удэ, 2013. С. 19, 22. 23. Жапов А.В. Михаил Иванович Сердюков – выходец из селенгинских бу- рят // Гуманитарный вектор. 2009, №4. «Известный в России судостроитель». 24. Вопросы истории естествознания и техники. 1983, №4. С. 114. 25. Судоходный дорожник Европейской России. Ч. II. СПб, 1855. С. 498. 26. Виргинский В.С., Либерман М.Я. Новые документы о жизни и дея- тельности М.И. Сердюкова // Вопросы истории естествознания и техники. 1983, №4. С. 114. 27. Чимитдоржиев Шираб-Жалсан Бодиевич (1927-2017), доктор исто- рических наук, монголовед, заслуженный деятель науки РФ и РБ. 28. «Статейный список» Ф.А. Головина – это отчёт о посольстве Фёдора Алексеевича Головина в Китай для заключения Нерчинского договора 1689 г. Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 2. 1686-1691. М., 1972. 29. ЧимитдоржиевШ.Б. Бурят-монгол на службе у Петра Первого. Михаил Сердюков. Улан-Удэ, 2008. С. 10 – 13, 24 – 32. 30. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монгол на службе у Петра Великого. Ми- хаил Сердюков. Улан-Удэ, 2013. С. 13 – 17, 28 – 36.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1