Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

23 берегу Енисея неподалеку от устья речушки Толчеи. Тунгусский (позднее Енисейский) острог «в 1676 году наи- менован городом для управления всеми поселениями и острогами по Енисеюи всей заенисейскойСибири». Сюда, в столицу Сибири, и привезли летом 1691 г. тринадцатилетнего Бароно. Сыну кочевника город по- казался огромным: к концу XVII в. насчитывалось в нём около 500 дво- ров, а население составляло 3000 человек – в десять раз больше, чем в Селенгинском остроге. По современныммеркам совсем немного, но и всё население Сибири насчитывало тогда около 70 тысяч (2). В XVII в. основой экономики этого гигантского полупустынного края являлась «мягкая рухлядь» – пушнина. В средине века товарооборот енисейского пушного рынка превышал 60000 руб. К примеру, такой же годовой оборот имела в 1690 г. Астрахань – столица торговли со всем Юго-Востоком. В Сибири в XVII в. обыденным явлением считалась торговля рабами и пленными. Иркутские и енисейские служилые люди привозили сюда пленников и продавали торговым людям, вывозившим купленных инородцев на Русь. Людской «товар» учитывался на государственной таможне, как любой другой, и облагался теми же пошлинами. Царский указ 1684 г. запрещал «ясашных и посошных в кабальное холопство имать», но и он не мог скоро прекратить эту возмутительную торговлю. Нередко такой «товар» отбирали на таможнях не только у рядовых служилых людей, но и у воевод: мужчин верстали в службу, инородок выдавали замуж. Но отбирались только некрещёные – те, которые добровольно или насильно крести- лись в православную веру, оставались у владельца. Поэтому русские и старались окрестить пленников побыстрее, чтобы закрепить их за собой. Все новокрещёные, как называли принявших православие аборигенов, получали христианские имена и фамилии (3). Так поступил и Иван Михайлович Сер- дюков, вскоре после сделки сподобив Бароно христианского крещения, дабы не отобрали выгодную покупку, совершённую с нарушением царского указа. Печать города Енисейска 1692 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1