Михайла Сердюков - Бароно Имегенов

278 Почти половину пути от Улан-Удэ до Селенгинска за окном невысокие сопки с редкими кустиками рас- тительности и выгоревшей чахлой травой. Вдалеке, на некоторых горных вершинах, белеют постройки из камня – это буддийские ступы, возве- дённые уже в постсоветский период, рядом с тради-цион- ными обоо – кучами камней, сложенных конусом (обоо – по-бурятски «куча»), посвя- щенными тенгрию – духу этой горы или местности. Белокаменные ступы видны очень далеко, выполняют ещё и роль своеобразных маяков.. Перваяостановканапере- вале Алтан. В переводе с монгольского «Золотой» – по названию горы…» (3). Вы- ходим из машины и выполняем обязательный для большинства местных жителей ритуал почитания духа этой горы (тенгрия): в рюмку наливают немного водки, макают в неё безымянный палец и брызгают в вверх и в стороны, остатки водки выпивают и каждый бросаетмонетку.Мыпроделалиэтовсепоочереди, кромеводителя. Следующая на нашем пути стоянка – гора Убиенная, по- бурятски Тоёон (4). По преданию, здесь погибла казачья сотня в схватке с монголами, направленными сюда маньчжурами, правившими цинским Китаем, – случилось это ещё в конце XVII в. Потом обосновались лихие люди – грабили купцов, останавливавших здесь свои караваны после крутого подъ- ема. Сегодня на самой вершине сооружён целый комплекс, стилизованный под шаманское святилище. «Столбы ограды по кругу с синими стреловидными вершками – коновязи. Это для бурят святое, всю жизнь на коне и с конём…» (5) На столбах и даже на деревьях рядом много кусочков материи ( сэтэр, зурам ) самых разных расцветок и размеров. Это подношение Гора Убиенная – Тоёон. Комплекс в честь 1000-летия Гэсэра. 13.08.2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1