Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

11 4. Состав и протяжение Вышневолоцкой водной системы . Это не легенда и не миф – просто вещь для меня непонятная. Дело в том, что все, кто хоть немного знаком с исто- рией Вышневолоцкой водной системы, зна- ют, что протяжённость её – от Рыбинска до Санкт-Петербурга. Во- просов, по крайней мере у меня, это ника- ких не вызывало. Но оказалось, что впервые это опубликовали, ког- да система практически уже прекратила своё су- ществование, – в 1891 г. в Отчёте комиссии по исследованию группы искусственных водных систем. Всем известно, что последнее сквоз- ное судно проследова- ло по системе в 1889 г., остались только местные перевозки. А на следующий год эту информацию продублировали в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (13). Автор статьи – профессор института путей сообщения В.С. Тимонов (14). Нужно пояс- нить, что в 1855 г. Судоходный дорожник Европейской России, официальный орган Главного управления путей сообщения, пишет: «Вышневолоцкая система начинается от слияния реки Тверцы с Волгою в г. Твери и простирается по направлению к Санкт-Петербургу до устья Волхова при Новой Ладоге» (15). Получается, что всю свою официальную историю с 1709- го по 1889 г., то есть 180 лет, протяжённость её составляла 806 вёрст, а при «выходе на пенсию» ей прибавили «взводную часть между Рыбинском и Тверью – 349 вёрст». Беда-то вроде небольшая: считали 165 лет так, а потом с последней четверти XIX века специалисты и учёные стали считать по-другому. Но дело в том, что подробнейший отчёт и анализ работы Вышневолоцкой водной системы дан один-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1