Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

12 единственный раз, и только в Судоходном дорожнике, и в нём данных по отрезку Рыбинск – Тверь нет. Есть ещё «Статистическое описание Вышневолоцкой во- дной системы 1875 г.» (16), но объём данных в нём на по- рядок меньше, и все они продублированы из Судоходного дорожника. Весьма интересно, что и отчёт 1891 г. ссылает- ся на тот же Судоходный дорожник: «Вышневолоцкая систе- ма в том виде, в каком она представлялась в пятидесятых годах, когда постепенными улучшениями доведена была до того состояния, в котором и поддерживалась далее до на- стоящего времени, подробно описана в Судоходном дорож- нике 1855 г., а потому такое описание не входит в программу настоящей записки» (17). 5. На Вышневоцкой водной системе от Твери до Новго- рода применялись паруса и труд бурлаков. На Вышневолоцкой водной системе от Твери до Новгорода паруса и труд бурлаков не применялись никогда. Самое пер- вое – об этом нет никаких указаний в Судоходном дорожнике, а это, повторю ещё раз, официальный орган Главного управле- ния путей сообщения. Коротко по каждому участку. Гжатский и Верхневолжский караваны отправлялись сразу после вскрытия рек – по полой, быстрой воде, и суда обоих караванов шли вниз по Волге с рулём и потесями. Мачты для ходовой бечевы на них ставили в Твери. НаучасткеТверь–ВышнийВолочёк – тольковзводноесудо- ходство. Серьёзные попытки внедрить на этом участке спуск- ное предпринимались правительством в начале 1780-х гг. «Для достижения этой цели граф Сиверс ввел следующие меры: выходящим из Вышнего Волочка обратно в Тверцу баркам с грузом или порожним выдавать по 20 руб., а мень- шим судам – в половину; Судопромышленники сей час приня- лись за взводку судов, и в 1782 г. в награду выдано 5650 руб. Судов ушло: из Вышневолоцких шлюзов в Тверцу: барок – 74, полубарок – 6, лодок – 206. После 1782 года спуска су- дов не было. Судохозяева нашли ее не соответственною своим выгодам» (18). Участок В. Волочёк – Ильмень. Только спускное. Попыт- ки внедрить на этом участке взводное судоходство пред- принимались одновременно с попыткой внедрения спуска из Вышнего Волочка в Тверцу. «За каждую барку, возвратившу- юся с половинным грузом из С. Петербурга до г. Боровичи вы- давать по 50 руб., а за полубарку – 50 руб.» (19). Взводки до Боровичей не было совсем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1