Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

14 осенью возвратил- ся в Москву» (26). Через Вышний Во- лочёк царь проез- жает дважды: пер- вый раз в середине июля, а на обрат- ной дороге около 26 сентября (27). Вероятнее всего, именно в 1701 году во время этих по- ездок Пётр Алек- сеевич и принял решение о строи- тельстве «перекопи близ Вышневолоц- каго яма». Вряд ли это случилось ра- нее. В 1700 г. не до того было – по пути в Новгород Вышне- волоцкий ям царь вместе с войском прошли ночью, а обратно – зимой и бегом (28). А вот в 1701 г. целью поездки как раз и являлось «лучшее учреждение войск своих». Естествен- но, что это «учреждение» не в последнюю очередь касалось и дорог. И, зная характер Петра I – во всё влезать самому, можно с уверенностью говорить о том, что в 1701 г., вероятнее всего в сентябре, царь лично, как гласит легенда, обследовал трассу будущего вышневолоцкого канала. Это подтверждают и даль- нейшие его действия: по возвращении в Москву Пётр Алексее- вич даёт поручение своему посланнику в Голландии стольнику А.А. Матвееву оформить наём 10 голландских шлюзных масте- ров. И уже 24 мая 1702 г. с помощью торгового агента Адольфа Гаутмана «контракт» был заключён. Современные мифы. Появляются и совсем новые мифы и «открытия». Некоторые сверхтщеславные современные исследователи буквально фонтанируют ими. Приведу пред- ложение из вышедшего в 2019 г. альманаха «Наследие Вы- шневолоцкого уезда» №1. «Таким образом, Вышний Волочёк превращался не только в центр водной системы, которая ре- Одна из первых схем Вышневолоцкого яма 1719 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1