Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

15 гулировала ток воды в судоходных реках у макушки Валдая, но и центр зимовки караванов судов, леса, а также в центр строительства речных судов» (29). Здесь в одном-единственном предложении наворочано столько несуразностей и глупостей, замешанных на откровен- но слабом знании материала, что их хватило бы на большую капитальную работу. Разберём всё по порядку. Вышний Волочёк никогда не превращался в центр водной системы – он был центром всегда, с момента рождения Вы- шневолоцкой водной системы. Именно из-за Вышневолоцкого водораздельного участка, связавшего реки Волжского водо- раздела в единое целое, это и стало водной системой. Макушка Валдая – конкретная географическая точка, там и близко нет ни одной реки или речки – это болотавина, с кото- рой берут начало несколько ручейков, ширина которых даже весной редко доходит до полуметра. Ближе всех к «макушке» протекает Цна, но до неё по прямой больше 15 км. Две другие реки, Тверца и Мста, начало которых в Вышнем Волочке, от- стоят от «макушки» вообще на 70 км. Не совсем понятно, каким образом Вышний Волочёк пре- вращался в центр зимовки караванов судов – надо понимать так, что сначала он не был центром, а потом несколько лет пре- вращался. Но, господа авторы, дело-то в том, что до 1720-х го- дов караванов как таковых вообще не существовало. В первое десятилетие через Волочёк проходило в среднем в год менее 400 судов. Зачастую они в течение лета не могли дойти до Пе- тербурга и застревали на Мсте. Зимовали барки всегда там, до- куда смогли дойти и где были более-менее пригодные условия для зимовки. И почему караванов? На зимовку ведь оставалась только часть судов одного, осеннего, каравана, да и то уже тог- да, когда сформировалась система прохода судов караванами, а случилось это уже много позже Сердюкова. Про караваны подробно прописано в Судоходном дорожнике, только ведь его нужно ещё прочитать и проанализировать. Согласно этим дан- ным, в Вышнем Волочке суда зимовали редко. Главные места зимовки – по Тверце, в озере Мстино и на Мсте выше Боровиц- ких порогов. Ещё можно добавить – на Волге, перед Тверью. Привожу отрывок про зимовки судов полностью: «Несмотря на все улучшения Вышневолоцкой системы, при ежегодно уве- личивающемся количестве проходящих по системе судов, по- стоянно ощущался недостаток в резервных водах, исключая годы многоводные. В Заводском водохранилище самая выс- шая пропорция задерживаемой воды составляла слой до 5 ар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1