Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

16 шин. При такой пропорции плавание летних и осенних карава- нов было крайне затруднительно: почти ежегодно суда должны были оставаться на зимовку по Тверце, в озере Мстино и на Мсте выше Боровицких порогов. Число таких судов состав- ляло весьма значительные цифры. В 1805 году, за пропуском через Боровицкие пороги, 4.942 судна осталось на зимовку: по Тверце 802 судна, в Вышневолоцких каналах 109 судов, в озере Мстино и на Мсте выше Боровицких порогов 544, всего 1.850 судов. Зазимовало на Тверце и Мсте выше поро- гов: в 1803 – 656 судов, в 1804 году – 1.727 судов, в 1807 – 1.024судна,в1808–2.431судно,в1809–5.576судов.В1810году 1.070 судов, в 1811 – 1.094*, в 1812 – 589*, в 1816 – 919, в 1817 – 1.781 судно. Итого 16.517 судов. С 1818 по 1822 год пропор- ция запасных вод Заводского водохранилища доведена до 6 аршин. С этим число зимующих судов уменьшилось. Зимов- ки случались только в сухие годы, и то большею частью тех судов, которые, за мелководьем и медленностью плавания по Волге, не успевали входить в состав осеннего каравана или приходили шлюзами весьма поздно. Зимовки на Мсте выше по- рогов, за недостатком воды, были в 1834 г. 549 судов; в 1835 г. 477 барок; в 1838 г. 577 барок; в 1845 г. 723 барки» (30). Что касается караванов, да и не только их, а всего «ис- кусственного водного пути, огромностью и сложностью своих средств, и пользою превосходящего все подобные пути на све- те», то нужно понимать, что всё это огромное хозяйство созда- валось с нуля, постепенно. Прецедентов не существовало – создавалась первая искусственная водная система не только в России, а и в мире, отсюда и великие сложности, отсюда и тяготы непомерные. Приходилось ломать многие закосневшие порядки и обычаи. И, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, по- требовалась железная воля Петра I и гений М.И. Сердюкова. Первый (1709-1719), досердюковский, период водной систе- мы интересен разве что тем, чтобы знать и понимать, с чего пришлось начинать Сердюкову. Канал работал с великим тру- дом, ситуация ухудшалась с каждым годом. И попытка делать какие-то выводы на основе анализа 1-2 лет этого периода ли- шена всякого смысла. А что такое верфи? Судоверфей (31) для строительства барок и других речных судов (полубарок и лодок) на Выш- неволоцкой водной системе как таковых вообще не существо- вало – не требовались они для строительства простейших плоскодонных судов. На приведённой фотографии идёт строи- тельство судна – всё как у Даля: поперёк клеток, сложенных из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1