Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

22 веди была, а святых таин не причащалась, а чего ради того он не ведает… А дочь ево Акилина в нынешнем году у онаго попа Платона исповедывалась и святых таин причащалась» (5). И всё бы ничего, если бы «духовный» отец семейства Сердю- ковых вышневолоцкий поп Платон в 1731 г. не был изобличён в том, что укрывал старообрядцев, осуждён и лишен сана, а затем и вовсе приговорён к смертной казни (6). Не могли ли все вышеперечисленные события оказать влияние на дальнейшую историю Михаила Сердюкова? Ведь все последу- ющие примеры доказывают его ревностное участие в жизни мона- стырей и храмов, существовавших в окрестностях Вышнего Волоч- ка да и в самом Николаевском Вышневолоцком погосте. В самом Вышнем Волочке в тот период храмам сильно не везло. Уже в бытность Михаила Ивановича Сердюкова на Вы- шнем Волочке в 1724 г. «в бывшей в том яму пожар» сгорели два храма: «...теплая и холодная церкви оныя Николая Чудотворца и Димитрия Селунскаго» (7). Вышневолоцкие ямщики указали в прошении от 1752 г. на имя новгородского архиепископа Сте- фана, что «после того построена ими ямщиками были в место ж оных двех одна холодная церковь во имя Казанские Пресвятые Богородицы з двумя пределами в те ж именования» (7). Но и новая Казанская «вышеозначенная трехпрестольная деревянная церковь погорела в оном 742 году августа против «6» числа в ночи». И более того, «что имелось в той церкви старых образов на красках и серебряных сосудов (нрзб. – Д.И.), тако же и церковных книг, риз, серебреной посуды и прочии цер- ковной утвари, чему обстоятельная опись в церкви имелась, оное все с помянутою описью погорело в тот же день без остат- ку, потому что реченная церковь и внутру загорелась, и от бывшаго в то время огня немалаго ис того пожару для выносу оной утвари сшедшемуся тогда народу уже и войтить было невозможно» (8). МихаилИванович зналопроизошедших бедствиях. Поэтому не удивителен его вклад, нашедший отражение в церковных описях Казанского собора последующих столетий. Это был «Святый потир* сере- бряный вызолоченый в большей части чеканной работы 1748 г., 84 пробы, весом 1 ф. 72 золотника, украшен 4 на финиф- те образами греческой работы (по описи): Спасителя, Божией Матери, Крестителя Потир (серебро)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1