Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

24 поминать о здравии Михаила, Анны, Иоанна, Анны, Елены, Михаила, Марии»… Весу в нем с финифтями фунт 91 золот- ник». Обратим внимание, что потир не только похож по опи- санию, но и содержит идентичную вышневолоцкому надпись «поминать о здравии…» и ту же дату от апреля 1748 г. (10) Каким образом связан Михаил Сердюков и дальний мона- стырь на Мологе, пока неясно. Даже в середине XIX столетия составители описи не догадывались о том, кто этот Михаил, пожертвовавший чашу для причастия. Для нас это тема от- дельного исследования, хотя надпись не оставляет сомнений в том, что Сердюков был жертвователем обители. Подобный же потир с такою же надписью пожертвован был и в Могилёвскую пустынь***, что располагалась в верховьях реки Цны. Правда, точного воспроизведения надписи в источ- нике нет, но по сохранившимся отрывочным свидетельствам мы можем понять, что речь идёт о третьем потире, сходном по описанию с потирами из Вышнего Волочка и Николо-Теребен- ского монастыря. «Священнослужебные сосуды с принадлеж- ностями серебряные вызолоченые, с серебряною накладною узорчатою решеткою и с финифтяными образками на потире – так описывается потир, пожертвованный Сердюковым, в «Опи- сании Могилёвской пустыни» – весом все вместе в 5 фунтов и 36 золотников. На окраине поддона потира вырезана надпись: «Помяни, Господи рабов Твоих Михаила, Анну и их сродников». На них нет ни пробы, ни года в штемпеле. Устройство их должно относить к 20-м или 30-м годам XVIII столетия. Жертвователем их был, должно полагать, Михаил Сердюков… Он, должно по- лагать, не один раз бывал в Могилевском монастыре» (11). Кроме того, в монастырском синодике Могилёвского мона- стыря значилось имя Михаила Ивановича Сердюкова, что сви- детельствует о том, что он действительно не раз благотворил Могилёвскому монастырю (12). Не остался в стороне и существовавший ещё в тот момент Городолюбский Спасо-Преображенский монастырь. Спустя поч- ти двести лет священник села Городолюбля А. Деянов напишет, соединив воедино несколько легенд о Сердюкове: «История это- го села тесно связана с историей Вышневолоцкаго округа Путей Сообщения. Ещё сам основатель водохранилища, знаменитый и вместе забытый, Сердюков, затопив окрестности Городолюбли, обратил внимание на ветхие, полусгнившие храмы этого села. На свои собственныя средства он выстроил вместо них новую дере- вянную, теперь так же обветшавшую церковь» (13). Повторил эту историю архиепископ Дмитрий (Самбикин),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1