Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

25 внеся некоторую конкретику в даты: «По закрытии монастыря, знаменитый устроитель водохранилища Михаил Иванович Сер- дюков в 1749 г. задумал построить в Городолюбле каменную церковь, но успел только вывести под неё фундамент, вслед- ствие чего, по смерти его, была построена деревянная церковь на каменном фундаменте. По скудости средств долго строилась церковь; она была освящена 30 июня 1797 г. ... Сохраняются в Городолюбской церкви богослужебные сосуды и некоторые кни- ги (например, месячные Минеи), пожертвованные Михаилом Ивановичем Сердюковым и его сыном Иваном; оба они погре- бены на Городолюбском кладбище близ церкви» (14). Упоминаемый владыкой Дмитрием потир, пожертвованный Ми- хаилом Ивановичем Сердюковым в Городолюбский монастырь, датировался 1745 г. Этот факт выделяет его из череды указанных нами выше чаш для причастия. Да и надпись на чаше совсем ино- го содержания: «Потир серебряный позолоченный с надписью: «1745 г. сентября дня Михаила Сердюков в поминовение по брате своем Елисее, (Вассы?), Анны, Иоанна, Никифора» (15). Мы видим среди перечня имён и уже знакомые имена род- ственников Сердюкова, но вот, кто такой «брат Елисей», остаётся неясным. Но мы можем сделать предположение, что Елисей – один из новгородских купцов, с которым особо близко общался Сердюков. Среди новгородского купечества Вышний Волочёк имел особую известность. Так, в Вышневолоцком погосте храни- лась древняя святыня – икона Божией Матери «Знамение» (16), написанная в Новгороде попом Георгием в 1726 г. На полях этой иконы заказчики, явно из новгородского купечества, разместили своих именных святых: Иакова, Онуфрия, Георгия и Макария. Вполне возможно, Елисей также был связан торговым «брат- ством» и с Сердюковым и с «новгородской гостиной сотней». В заключение отметим, что в более поздних документах мы находим свидетельства о том, что Михаил Сердюков принял участие в строительстве каменного Казанского собора. Свя- щенник главного собора Вышнего Волочка Арсений Покров- ский, имевший доступ к соборному архиву, будет в начале XX века утверждать, что собор построен с участием Михаила Ивановича Сердюкова. Возможно, на строительство собора был передан кирпич, заготовленный Сердюковым на своих за- водах, который «забраковал» «мастер-италианец» при подго- товке к строительству Михайловского храма в Хотилове. Но в 1753 г. вышневолоцкие ямщики планировали строить в Вышнем Волочке деревянную церковь. А в 1754 г. Михаил Сердюков умер. Что же произошло такого за этот год, что было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1