Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

29 объекты. По нашей экспозиции они могут изучать историю соз- дания первого в России искусственного канала и водной систе- мы, соединившей Балтийский и Волжский водные бассейны, работу шлюзов, устройство лодок и барок, биографию гидро- техника-самоучки XVIII века М.И. Сердюкова и многое другое. Историки найдут здесь уникальные материалы за период с XV века по настоящее время, рассказывающие о присоедине- нии Новгорода к Московскому государству, Петровском времени и Екатерининском, о Северной войне и Великой Отечественной. Географам будут интересны карты и схемы XVIII-XXI веков, по которым можно наглядно проследить водный путь от Волги до Балтики, «увидеть» водораздел, каналы, пороги. Филологи и литераторы отметят обилие забытых слов: «ям», «кошт», «ба- гор», «барка», «волок» – и забытых профессий: лоцман, бур- лак, коновод, ямщик, приказчик, – вспомнят знаменитую книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Внима- ние живописцев привлекут копии с работ, хранящихся в Эрмитаже и Русском музее, акварели XVIII и XIX веков, рисунок XVII века. В течение года в музее проводится порядка 300 экскурсий. В основном все они обзорные. И начинаются, как правило, с экспозиции, посвящённой Вышневолоцкой водной системе. За 2018 год на экскурсиях побывало 3791 человек. Чаще все- го это гости из Твери и Тверской области, из Москвы и Санкт- Петербурга. Среди них – депутаты Государственной думы РФ, губернатор Тверской области, депутаты Законодатель- ного собрания Тверской области, блогеры, представители средств массовой информации. Но бывают туристы из всех уголков России, а также гости из ближнего и дальнего зару- бежья. Так, в 2018-2019 гг. музей посетили государственный секретарь Союзного государства Григорий Алексеевич Рапо- та, участники Всероссийского проекта Российского движения школьников «Я познаю Россию» из 38 регионов России, пред- ставители Индии, Китая, Бразилии. Вышневолочане заказывают экскурсии редко. Для них, в пер- вую очередь для детей, в музее проводятся интерактивные про- граммы. Тем, кто постарше, предлагается самим побыть в роли экскурсоводов. На занятии «Музейное ориентирование»школьни- ки работают в группах. Каждая группа получает маршрутный лист с вопросами, ответы на которые надо найти в залах музея. Затем представители каждой группы, переходя из зала в зал, отвечают на вопросы у «своего» музейного экспоната. Сотрудник музея до- полняет ответ необходимой информацией. Занятие начинается и заканчивается в зале Вышневолоцкой водной системы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1