Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

33 Леонид Константинов , краевед-исследователь, член Союза художников России, г. Удомля Ножкинская пристань Когда проезжаешь удомельской стороной по берегу реки Мсты, при виде вымирающих и опустевших деревень грустью наполняется сердце. Мелькают названия на указателях: Ножки- но, Кожино, Хмельники, старинное Сельцо-Карельское – второе в середине XIX века по численности населения в Вышневолоц- ком уезде. Человеку, незнакомому с историей тверской земли, теперь трудно поверить, что 150 лет тому назад в этих местах кипела жизнь. Ножкинские лоцманы славились по всему Верх- неволжью – обслуживали они только ножкинские пороги. На при- стани разгрузки и нагрузки товаров не производилось, караваны останавливались здесь только для найма добавочных лоцманов и судорабочих – на сплав чрез пороги (1). Смотрителем Ножкин- ской пристани с 1780 по 1786 г. служил И.Х. Гартунг (2). По Мсте, бывшей частью Вышневолоцкой водной системы, в северную столицу шли караваны барок и лодок, доверху гружен- ные разными товарами. Кто здесь только не проходил! И купцы из разных губерний – «осударевы люди» – с железом уральским, ватаги лоцманов и бурлаков, хитроватых местных крестьян, во- инские команды, и просто катилась по берегам в поисках любой работы «голь перекатная». Со строительством первых железных дорог ушло в прошлое время барок и лоцманов. Опустела река. Здесь стояла Ножкинская пристань

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1