Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

34 В дневниках великого русского драматурга А.Н. Островско- го (3), путешествовавшего от истоков Волги до Нижнего Новго- рода в 1856 г., можно найти строки и про наш край. Отрывок из очерка А.Н. Островского «Весенний караван», 1856 г. Судоходство по Вышневолоцкой си- стеме бывает или подъемное (взвод- ное) – против течения, или сплавное – по течению. Подъемное судоходство производится тягою лошадей или лю- дей; а сплавляют посредством поте- сей и весел. Подъемом, или взводом, приходят суда в Тверь, во всё продол- жение навигации, из всех пристаней, лежащих между Тверью и Рыбинском, а также и из Твери до Вышнего Волоч- ка по Тверце; сплавляется же в Тверь только один караван ранней весной из верхневолжских и гжатских пристаней. Летом, по причине мелководья в верх- них частях Волги, от Ржева до Твери могут ходить только ма- лые, легко нагруженные суда. Всех караванов, приходящих в Тверь и отправляющихся по Вышневолоцкой системе, бывает в лето три: весенний, меженный (летний) и осенний. Весен- ний караван, о котором мы теперь и будем говорить, состав- ляется: а) из судов, грузящихся на верхневолжских и гжатских пристанях (от Зубцова до Твери сгоняются в неделю. – Прим. А.Н. Островского), и частью б) из судов, нагруженных на ро- гачевских и других пристанях между Тверью и Рыбинском (4). Этот караван, как и все прочие, от Твери до Вышнего Волочка доводится лошадьми в две недели; на каждую барку полагает- ся 10 лошадей и 4 коновода. В Вышнем Волочке стоянка, а не главное складочное место, как говорит г. Бабст в статье своей «Речная область Волги» (5). Из Вышнего Волочка выступает в половине мая и доходит до С. Петербурга в семь недель, то есть около Петрова дня. От Волочка идет уже судоходство сплавное, коноводы возвращаются в Тверь, а барки переоснащаются, то есть снимается дерево (мачта) и губа (руль), устраиваются по- лати (четыре помоста), на которые становятся лоцман и рабо- чие, и по концам для управления кладутся потеси (6) (девятиса- женные еловые бревна, обтесанные в виде весел). Главные, типические суда Вышневолоцкой системы: бар- ки и полубарки; устройство их, как мы увидим, вызвано не- А.Н. Островский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1