Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

35 обходимостью. Барки, составляющие весенний караван, строятся на верхних частях Волги и ее притоков, в уездах: Гжатском, Сычевском, Ржевском, Зубцовском, Старицком, Новоторжском, Вышневолоцком, Тверском, а также и в уез- дах, лежащих ниже Твери: Корчевском, Кашинском, Каля- зинском, Углицком и прочее. Конструкция их определена за- конами (7). Барки, совершив одну путину, никогда не возвра- щаются, а продаются в Петербурге на дрова и отчасти на по- стройки. Полубарки конструкцией своей сходны с барками, размеры их также определены законами (8). Такое устрой- ство судов условливается самим Вышневолоцким путем. Суда возвращаться не могут, следовательно должны стоить хозяину как можно дешевле. Потом в Боровицких порогах от неровности дна и от сильного волнения подвергаются пере- гибу, а по мелкости фарватера не могут глубоко сидеть в воде. Все это заставляет строить суда, во 1-х, совершен- но плоскодонными, чтобы при малой осадке поднимали как можно более грузу, во 2-х, из тонко распиленного елового лесу (днище два дюйма, бока один дюйм) для гибкости, в 3-х, топорной работы для избежания лишних издержек. К типу вышневолоцких судов можно причислить вышнево- лоцкие лодки, хотя они не входят в канал Вышневолоцкий, а доходят только до Торжка и Вышнего Волочка и возвращаются назад в Тверь. Они строятся в Вышневолоцком и Осташков- ском уездах и в Твери. Длина от двенадцати до шестнадцати сажен, ширина четыре сажени. Вышневолоцкие лодки называ- ются также огибежными, потому что днищевые доски выходят из подводной части, загибаются и прикрепляются к бортам. Эти лодки осмаливаются и поэтому большею частью на Волге носят название черных лодок. Управляются так же, как и бар- ки. Грузу поднимают от 4.5 до 7 тыс. пуд. при осадке от 12 до 15 вершков; служат до пяти лет. Главный груз весеннего каравана составляют на судах, при- шедших с верхневолжских и гжатских пристаней, то есть из Ржева, Зубцова, Гжатска и Старицы: пенька, сало, зерновой хлеб (преимущественно яровой), льняное семя, конопляное масло; а на судах, пришедших с пристаней, лежащих между Тверью и Рыбинском, то есть из сел Рогачева и Кимры и горо- дов Корчевы, Калязина, Кашина, Углича, Мышкина: сало, зер- новой хлеб, пшеничная мука, а из Углича, сверх того, колбасы, ветчина, тряпье и сальные свечи очень хорошего качества. Этот товар частью отправляется по железной дороге. Как этот караван сплавился до Твери, мы поговорим впо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1