Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

38 ругается так, как лоцмана, хотя сами по себе они, без исключе- ния, честнее и нравственнее всех прочих судорабочих. Долж- ность такая! Да и притом же вся ответственность за целость судна лежит на них одних. Но как же обругать ближайшего родственника? А не обругать иногда никак нельзя! Лоцман в таком случае поступает следующим оригинальным образом: он сначала крикнет на коновода: «Эй ты, шуба!» да и потом уж шубу и ругает. И не обидно, и должное не упущено! Примечания 1. Судоходный дорожник Европейской России. Ч. II. СПб, 1855. С. 89. «Деревня Ношкино, с пристанью. В деревне этой 150 казенных крестьян; занимаются хлебопашеством, и нанимаются в лоцмана и судорабочие». 2.Генерал-майорИванКрестьянович(Христианович)Гартунг(1729(1737?)– 1826), первый вышневолоцкий городничий (1776-1779). 1795 – премьер-май- ор, 1798 – полковник, 1800 – генерал-майор. Сын – Н.И. Гартунг (1782-1859), генерал от инфантерии, командир Отдельного корпуса внутренней стражи. Внук – Л.Н. Гартунг, зять А.С. Пушкина, муж старшей дочери Марии. 3. Александр Николаевич Островский (1823, Москва – 1886, Ще- лыково, Кострома), драматург, писатель, член-корреспондент Петер- бургской Академии наук. 4. Примечание редактора: Весенний караван состоял из пяти кара- ванов: Гжатский, Верхневолжский, Тверской, Новоторский, Солпенский. 5. Магазин землевладений и путешествий. Географический сборник, издаваемый Н. Фроловым, Москва 1852 г., т. I, стр. 392. Эта статья до сих пор представляет самое лучшее описание Волги и ее притоков. Не- которые значительные ошибки, встречаемые в описании верхних частей Волги, извиняются тем, что, как видно из самой статьи, автор там не был, а писал с чужих слов. – Прим. А.Н. Островского. 6. Слово «потеси» встречается в указе Петра I, октября 31 1720 г. «Всех купеческих людей товары и прочих людей припасы от гжатской пристани и из других городов в С.-Петербург, как на судах, так и на возах, не задерживать и остановки не чинить и до С.-Петербурга привального, отвального и прикольного и в мостах на реках и чрез канал (Тверецкий) пропускного и от свидетельства отписей и с потесей, с весел никаких по- боров нигде не имать». – Прим. А.Н. Островского. 7. XII т. Св. зак., изд. 1842 г. Уст. пут. сооб., статья 122 и 123. Длина барки 17 сажен, ширина 4 сажени, вышина бортов 2 аршина. Дно имеют совершенно плоское, борта прямые. В длину борта прямы на 14 сажен, нос и корма закругляются на три сажени – значит, по полторы сажени. Барка сидит в воде, при 6 – 6 1/2 тыс. пуд. груза – 12 вершков, при 7 – 7 1/2 тыс. – 14 в., при грузе от 7500 до 8000 пуд. – 15 в. 8. То же. Ст. 128). Длина не более 12, а ширина – 4 сажени, высота стен от 1 до 1.5 аршин. Грузу поднимают от 4500 до 6500 пуд при осадке от 12 до 15 вершков. 9. Сведения получены чрез Статистический комитет из Тверской пала- ты госуд. имуществ. – Прим. А.Н. Островского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1