Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

40 Балтийское море с Волгой. Выше Рыбной слободы больше- грузные суда не могли пройти, так так именно здесь начина- лось мелководье. Здесь начинает развиваться перевалочный пункт: грузы перекладывали с больших судов на маломерные. В силу этого поселение оказалось на оживленной водной ма- гистрали, по которой к Петербургу шли суда с зерном, мукой, крупой, корабельным лесом, вином, железом, монетной казной. С этого момента Рыбная слобода приобретает славу крупней- шей пристани на Волге и важнейшего перевалочного пункта. Судостроение, транспортировка, торговля становятся главными занятиями жителей слободы. К 1711 году слобода имела порт, 9 пристаней и 3 гавани для постройки и ремонта деревянных судов. Рыбная слобода превращалась в перевалочный пункт – этому способствовал указ Петра I о строительстве больших новоманерных судов, а также указ о запрещении ходить судам старой конструкции и взимании за нарушение штрафа. В руках жителей слободы оказываются важнейшие государственные подряды. Рыбная слобода становится крупным перевалочным центром, которому присваивается статус города. В течение летних месяцев, когда Волга становилась главной улицей России, Рыбинск, а за ним Нижний Новгород (на время ярмарки) были главными средоточиями экономической жизни не только почти всей европейской, но отчасти и азиатской Рос- сии. Нижегородская ярмарка определяла урожай хлебов теку- щего года и его денежную ценность. В Рыбинске окончательно ликвидировались результаты прошлогоднего хлебного урожая и производства других важнейших вывозных товаров, и здесь же получали первые указания на вероятный урожай текущего года, на степень перевозочной силы по Волге и состояние вод как в ней, так и ее притоках. Наибольшее скопление судов с грузами происходило в Рыбинске в мае и июне. В 1880-е годы сюда привозили до 40 миллионов пудов хлеба, которые доставлялись с пристаней волжских и камских, из губерний Казанской, Вятской, Симбир- ской и Нижегородской, пшеница – из Самарской и Саратовской губерний. За хлебом по величине количества привоза следо- вали такие грузы: соль – до 3 миллионов пудов, из Астрахан- ской губернии; корабельный лес и разные деревянные и мо- чальные изделия (рогожи, кули) – более 2 миллионов пудов, из губерний Вятской, Казанской, Костромской, Пермской, Ни- жегородской и Уфимской; сало – около 2 миллионов пудов, из губерний Пермской, Оренбургской, Самарской и Тамбовской;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1