Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

41 металлы, особенно железо и изделия из него, – до 1 500 000 пудов, из губерний Пермской, Оренбургской, Вятской; хлебный спирт – более 100 000 пудов, из губерний Пензенской, Тамбов- ской и Нижегородской. Кроме этого из разных мест свозились сюда в большом довольно количестве льняное семя, деготь, скипидар, известь и прочее. В Рыбинск приходили суда и с Верхней Волги, и из Мологи, и из Шексны, отправлялись отсюда как в низовые приволжские губернии, так и в Оку и Каму с их притоками. Сюда же стека- лись все транспорты с низовий Волги и притоков ее, расходи- лись из Рыбинска в северные губернии, а главным образом к Петербургу – для экспорта за границу. С 12 июня 1870 г. от- крыто движение по железной дороге от Рыбинска до Бологого. Купцы и после открытия железной дороги предпочитали пе- ревозить грузы водой. Эта привычка давала возможность по- грузить и отправить сразу большую партию товара, который, придя в пункт назначения, например в Петербург, мог по до- говору оставаться на судне довольно продолжительное вре- мя, что было очень важно в тех случаях, когда для груза еще требовалось найти покупателя или выждать цену. На железной дороге груз мог оставаться бесплатно не более 48 часов. На- конец, водяная перевозка имела еще одно, весьма ценное для отправителей преимущество – кредит, т. е. рассрочку платежа за доставку, иногда, при больших партиях, на значительные сроки. По железной же дороге вся провозная плата вносилась не позже выгрузки клади из вагона. Цены за доставку товаров от Рыбинска до Санкт-Петербурга зависели от водного пути и от типа судов. По каналам: по Шексне через Мариинский канал доставка стоила дешевле, чем по Волге через Волочёк, а по Мологе через Соминскую пристань дороже и вышневолоцких вод. По лодкам: на лодках всегда дороже, чем на барках и полубарках, зато лодки шли быстрее. Средняя цена провоза от Рыбинска до Санкт-Петербурга была на барках от 45 до 60 копеек, а на лодках от 80 до 100 копеек с пуда. Все суда на Волге можно разделить на дорыбинские и за- рыбинские. Дорыбинские (низовые) – более крупные, больше- грузные, зарыбинские (верховые) – маломерные. Все они не имели собственного хода, и требовалась сила бурлаков. Барки и полубарки строились по рекам Волге, Мологе и Шек- сне выше Рыбинска, а немного и в самом Рыбинске. Барки, называемые сменцовскими, строились в Мышкинском уезде около села Сменцова, в деревнях графа Мусина-Пушкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1