Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

42 Числом за год доходило до 300. Ситские – по берегам реки Мологи и впадающей в нее реки Сити: таких приплывало так- же до 300. Барки белозерского типа строились по Шексне, от города Череповца вверх, почти до Белозера; число их до- ходило до 2 000; таких барок строилось и около Рыбинска до 400. Сменцовские и ситские барки пригонялись по Волге к деревне Тоговщине, а белозерские – по Шексне к деревне Башаровой и тут распродавались или принимались по за- ключенным предварительно условиям. Лес употреблялся для них сосновый с еловыми копанями. От рыбинских пристаней барки начинали навигацию с от- крытия судоходства до 20 июня в 14-вершковом грузе, а с 20 июня до окончания судоходства грузить суда полагалось не свыше 12 вершков. Но возможны были изменения, если образовывались мели вверху Волги, препятствовавшие про- ходить судам в такую меру, тогда по извещению чиновников разъездной судоходной полиции начальник округа назначал меру для груза, соответствующую обстоятельствам. Барки поднимали по мере назначаемого груза от 5 400 до 7 000, а полубарки – до 4 000 пудов. В августе – сентябре могли грузить суда не более восьми вершков. Все верховые некрытые суда, кроме белозерских и мало- го числа низовых расшив, нагружались хлебом, даже и зер- новым, как и другие товары, в кулях, мешках, бочках, кипах или ящиках. Весь такой груз, кроме полосного железа и дуба, покрывался потом на два ската в два ряда рогожами. Барки, полубарки и лодки тянулись вверх от Рыбинска бече- вой на лошадях, которых весной под барку брали по десяти, а под полубарок по семи; в меженную воду ставились под барку по девять лошадей, а под полубарок и лодку от пяти до шести. При этом были судорабочие, называемые коноводами, числом у барки по три, у полубарки и лодки по два человека; сверх того на каждой барке находились лоцман и два водолива, а на полубарке и лодке по одному лоцману и водоливу. Но по Волге, в самую большую полую воду, есть еще этим судам от Рыбинска до села Коприна, верст на 50, особенный ход, когда с разлитием вод около Мологи не только берега, но даже и окольные леса затопляются и нет возможности пройти берегом. Здесь для подъема судов употребляются люди, назы- ваемые тягольщиками, которые проводят суда или завозом на якоре, или на шестах. Плата с барки за подъем от Рыбинска до Коприна бывает от 150 до 295 руб.; тягольщиков необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1