Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

45 или отведен под покосы. Преодоление таких препятствий не только требовало немалых усилий и времени, но и задержива- ло суда, идущие следом. Например, в Торжке «идущим судам между теми мельницами, в подъем чинится немалая остановка и во время вешнего каравана стоят за теми мельницами дни по 2 и по 3, и подпрягают под одну барку лошадей по 50 и больше, и от того чинятся им немалые же убытки и излишние харчи» (1). Также нужно помнить, что до середины XVIII в. на террито- рии империи сохранялись внутренние заставы, таможенные пошлины и прочие многочисленные сборы: «…под Вышним Волочком у Николы на Столбе и в других многих местах, на мостах и перевозах берут мостовые и перевозные деньги не- указанное число, но в двое и в трое и в четверо, и сверх того многих приказчиков бьют и увечат и грабят безвинно… ставят заставы, якобы для осмотра работных людей и их паспор- тов… заставщики для своих прихотей велят приваливать к берегу, от которого их привала судам чинится немалая трата, многие барки тем привалом тратят, ибо те места стали быть каменистые и быстрые, и держат их с теми барками у тех при- станей дня по два и более, от чего претерпевают они немалую обиду, и платят работным людям простой несносный, а паче того удержания вешняя вода в Тверце и в Мсте реках уходит, и за тем многие товары во время не приходят, для того, что из одной барки за маловодьем разгружают по две и по три, от чего чинятся им великие разорения» (2). От вышеперечисленных проблем напрямую зависела про- пускная способность всей Вышневолоцкой системы, и с 1720-х годов начались работы, продолжавшиеся полтора столетия. Основными задачами стали: углубление фарватера Тверцы, особенно в меженный период, приведение в порядок бечев- ников, увеличение сроков навигации. К началу XVIII века глубина Тверцы в летний период не пре- вышала шести вершков (3) (26,67 см). В 1711 г. по системе про- шло 41 небольшое судно: «Суда эти с чрезвычайным трудом в продолжение целого лета 1711 года проводимы были по Волге и мелкой Тверце» (4). А от «небрежной копки канала и от действия весенних вод» (5) в 1719 г. на Тверце и Цне открылись мели. В начале 40-х гг. с созданием Заводского водохранилища появилась возможность направлять накопленные воды на по- полнение мелководной Тверцы. Тогда же предпринимаются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1