Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19
46 эпизодические работы по приведению в порядок бечевника: по указу из Камер-коллегии от 1722 г. полагается «от Твери до Вышнего Волочка по обе стороны Тверцы по бечевнику по- рослой лес вычистить и гнилые мосты починить из сбора на мостовое строение Санктпетербургской новой дороги» (6). Вероятно, тогда же сносятся и постройки, мешающие судо- ходству, и вводится запрет на их строение. Но, как видно из Указа от 5 июля 1734 года, уничтоженные по Тверце постройки опять были отстроены (в том числе и мельницы в Торжке), а «от Вышнего Волочка вниз по Тверце и по Волге и по другим рекам береговые дороги, во многих местах некоторых помещиков, архиерейские и монастырские крестьяне и ямщики расчищенную дорогу запахали, и идучие барки во время вешней полой и летом прибылой воды не про- пущают, и держат с барками дней по 5 и более, а иных бьют и увечат безвинно» (7). Этим же указом предписывается «те все вредительные судовому ходу мельницы и плотины сломать, кои дерзали в запрещенных местах такие мельницы строить своим коштом. И впредь по прежним указам, отнюдь не быть и позволения в строении не давать» (8). Бечевник к середине 30-х годов приходит в упадок, в русле намываются мели и по- роги, мешающие проходу судов, и терпящие убытки купече- ские люди бьют в Сенат челом с просьбой привести русло и бечевник в порядок за казенный счет с последующим возме- щением из сборов за пропуск судов через каналы (9). Полков- ник Невельский, командированный Сенатом для осмотра ме- лей и бечевников, составил описание, по которому требовал на очистку Тверцы и Мсты и устройство тверского бечевника 49,405 рубля. Однако Сенат счел квалификацию Невельско- го недостаточной и в 1738 г. отправил на повторное иссле- дование «искусного человека». К 1740 году стоимость работ оценили уже три комиссии (две от Сената и одна от Комис- сии Петербургского строения), однако никаких работ так и не было проведено (10). Состояние тверецкого участка к началу 40-х гг. подробно описано М.И. Сердюковым: «Тверца река, как всем проезжа- ющим известно, не токмо весьма крива, но в ней находится множество порожистых и каменистых мест, в которых за бы- стротою и мелкостию воды судам великая остановка бывает, ибо де в тех порогах поднимают по одной барке, подпрягая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1