Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

50 В следующем, 1765 году, все привилегии, полученные Сер- дюковыми в 1742 году, у Михаила Ивановича отбираются за невыполнение условий договора по содержанию раздель- ного пункта и тверецкого участка в надлежащем состоянии, и доходы с посаженного сбора, откупов и пр. направляются на приведение судоходства в порядок. В 1766 году выходит Инструкция межевым губернским канцеляриям и провинци- альным конторам, регламентирующая нарезку и содержание бечевников по берегам судоходных рек. По обеим сторонам реки землемерам велено нарезать бечевник по 10 сажен или, если потребует удобство прохода судов, другую меру на свое усмотрение. К бечевникам разрешен свободный причал и вы- грузка товаров без уплаты. Обывателям в очередной (но не последний) раз запрещается засеивать, запахивать, застра- ивать береговую линию, а за нарушение запрета полагается штрафовать так же, как и за порчу дорог (19). Проведенные в последующие годы работы по расчистке по- рогов, устройству бечевников, ограничения действий содер- жателя мельницы на Осуге позволили значительно увеличить осадку судов. К середине 70-х годов барки весеннего каравана грузятся с осадкою в аршин и один вершок, а в меженное вре- мя 10 вершков против 5 – 7 вершков десятилетием ранее (20). В 1774 г. вышневолоцкие каналы выкуплены у наследни- ков Сердюкова в казну. В последней четверти XVIII века проводятся масштабные си- стемные работы, направленные на повышение проходимости тверецкого участка: в 1776 г., для улучшения судоходства выше Осуги, в верховьях Тверцы создается Осеченский бейшлот (р. Осеченка – левый приток Тверцы); в 1782 г. выкуплена в казну и преобразована в резервуар мельница в устье Осуги; держате- лям многочисленных мельниц на Осуге предписаны правила от- пора плотин; несколько раз производится расчистка фарватера Тверцы (в конце 70-х, начале 80-х, конце 90-х гг.); на тверецком бечевнике устроены в необходимых местах мосты; устроена во- достеснительная плотина в устье Тверцы. Итогом этих усилий стало увеличение грузоподъемности судов к началу XIX в. более чем в 2 раза – с 2 до 5 тыс. пудов – и скорости прохождения тве- рецкого участка с 8 недель до 10 – 14 дней (21). С 1720-х по 1820-е гг. постоянно росло как количество, так и грузоподъемность судов, проходивших по системе. Немалую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1