Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

53 Егоровичу в дальнейшем приобрести в качестве недвижимо- сти ещё один каменный дом (4). Но особая страница в историю торгового водного пути верх- неволжского городка Старицы была вписана после того, как 12 января 1703 г. Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Так в районе селения Вышний Волочёк начиналась история старейшей искусственной во- дной системы в России, связавшей водным путём новую сто- лицу империи Санкт-Петербург с остальной страной и решив- шей вопрос её продовольственного снабжения в XVIII-XIX вв. Известно, что первый шлюз шириною 8 м был построен из белого старицкого камня в 1705 г. несколько выше того места, где река Шлина соединяется с Цною (5). Навигация по Вышневолоцкой водной системе производи- лась караванами, получавшими названия от пристаней, где они формировались. На верховье Волги – в городе Ржеве, Старицком, Зубцовском, Ржевском уездах. Данный караван, куда входило от 70 до 130 барок, получил название Верхне- волжский. В основном груз этого каравана составляли овёс, семя льняное, сало, масло, лён, пенька, стекло, ободья, чу- гунные, стальные и другие мануфактурные изделия. Товары эти большей частью предназначались для заграничной торгов- ли и требовали срочной поставки в столицу. Путь от Твери до Санкт-Петербурга барки проходили за 57 – 64 дня (6). А вот ещё интересные данные про Верхневолжский караван в обзоре «Военно-статистического обозрения Российской Им- перии» за 1848 г.: «Караван этот состоял из 835 судов; груз их: овёс, пенька, сало и масло; ценность груза простиралась на 7.323.000 руб. сереб. Впуск его в р. Тверцу начался 22 апре- ля, и все суда, проследовав Вышний Волочок сквозным ходом, спущены с 10 по 12 мая Боровицкими порогами благополучно, и за пределы округа выпровождены к 1 июня» (7). Вышневолоцкой системой охотно пользовались и старицкие купцы. Например, в конце XVIII в. самым крупным судовла- дельцем в Старице считался Михаил Крашенинников. Сношения свои с Рыбинском Старица ведёт при посредстве местного крупного судовладельца М.В. Крашенинникова, кото- рый имел до 70 номеров транспортных судов (унжаков), «один буксирный пароход свой и другой держит в аренде». Ранней весной, как только вскроется Волга, на своих судах Крашенин- ников сплавлял вниз старицкий известковый камень, снабжая им многие пункты Тверской и Ярославской губерний и даже Ко- строму. Снизу же на этих унжаках доставляют сюда хлебные,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1