Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

7 гося в Новгородском уезде при Вышнем Волочке, новгород- ца, посадскаго человека Михаила Сердюкова». Через 10 лет часть сведений повторили в Сборнике Русского Историческо- го Общества. Получилось так, что синодское дело Сердюкова оказалось недоступно исследователям. Публикация же 1878 г. оказалась невостребованной, и о ней постепенно забы- ли. Информацию о происхождении М.И. Сердюкова возро- дил из забвенья его потомок Михаил Яковлевич Либерман в 1983 году. Сделал он это в соавторстве с В.С. Виргинским в ста- тье «Новые документы о жизни и деятельности М.И. Сердюко- ва», которая, к сожалению, вышла уже после их известной кни- ги «Михаил Иванович Сердюков». Начиная с середины 1980-х и по настоящее время по этой теме опубликовано достаточно много статей. Далеко не все они равноценны. Наиболее до- стоверные с исторической и научной точек зрения – материа- лы вышневолоцкого происхождения, многие из них связаны с празднованием 300-летия Вышневолоцкой водной системы в 2003 г. и 340-летием со дня рождения М.И. Сердюкова в 2008 г. Но, к сожалению, сегодня многие авторы, особенно публикую- щиеся в интернете, достаточно вольно трактуют события, свя- занные не только с жизнью и деятельностью М.И. Сердюкова, но и с деятельностью Вышневолоцкого водного пути. Многие из них повторяют старые мифы и ошибки, а некоторые и со- здают новые, делая своеобразные «открытия». Я в своей статье остановлюсь на некоторых наиболее по- вторяемых легендах и мифах. 1. Иван Михайлович Сердюков усыновил 13-летнего пленника Бароно Имегенова. Самое главное – И.М. Сердю- ков «купил Бароно за десять рублев». Об усыновлении ника- ких документов и свидетельств неизвестно – это миф. Торговля рабами и пленными в последней четверти XVII века в Сибири считалась явлением обыденным. Людской «товар» учитывал- ся на таможне, как любой другой, и облагался теми же пошли- нами. Царский указ 1684 г. запрещал «в кабальное холопство имать ясашных и посошных», то есть плативших государству ясак – налог в виде «мягкой рухляди», т. е. шкур диких жи- вотных. Закон этот нарушался постоянно. Нередко рабов от- бирали на таможнях, но отбирались только некрещёные – те, которые крестились в православную веру (добровольно или насильно), оставались у владельца. Поэтому русские и стара- лись окрестить пленников побыстрее, чтобы закрепить их за собой. Так поступил и Иван Михайлович Сердюков, вскоре по- сле сделки сподобив Бароно «христианскаго крещения», дабы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1