Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

72 дился 15 августа 1816 г. в Вышнем Волочке, где жила семья, поскольку отец тогда занимал большую долж- ность в Министерстве государствен- ных имуществ и наблюдал за поддер- жанием и обустройством Вышнево- лоцкой водной системы. У сына также проявились инженерные наклонности и способности, и он окончил в 1836 г. с чином поручика Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Антон Иванович работал над усо- вершенствованием Вышневолоцкой водной системы, заведовал построй- кой Николаевской железной дороги от станции Вышний Волочёк до станции Калашниково. Именно Антон Штукенберг – начальник 4-го участка Южной дирекции Московско-Петербургской железной дороги – выбрал в 1844 г. место для станции, и по его же проекту, для сообщения между центром города и станцией, в 1850-1851 гг. проложено шоссе. Постепенно Казанская улица стала главной в городе (раньше роль главной выполняла Екатерининская улица) (5). Уже во второй половине 1830-х годов, когда строительство стальной магистрали между двумя столицами ещё не начи- налось, шла трассировка Кругобайкальской железной дороги. Этим и занимался инженер Антон Штукенберг, исследуя парал- лельно будущие пути в горном Забайкалье. Правда, прошло полвека, прежде чем его изыскания пригодились при строитель- стве Транссиба, которое возглавил министр путей сообщения России бежецкий дворянин князь Михаил Хилков (6). Работая в Прибайкалье, молодой инженер близко познако- мился и даже подружился с некоторыми декабристами. «Бо- лее всего я сошелся с Николаем Александровичем Бестуже- вым и Якубовичем, или, вернее, они более всего рассказыва- ли – Якубович про Кавказ, а Бестужев – про Петербург» (7). В разные годы Антон Штукенберг работал в Петербурге, Мо- скве, Сибири, Крыму… Но малая родина какой-то невидимой силой притягивала его всю жизнь, даже когда он не прилагал к этому никаких усилий. По возвращении из сибирской коман- дировки Антон Иванович Штукенберг получил назначение уча- ствовать в работах по исправлению Вишерского канала Вы- шневолоцкой водной системы. Вишерский канал служил для спрямления пути из реки Мсты в реку Вишеру (приток Волхо- А.И. Штукенберг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1