Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 19

87 Борис Рапопорт, почётный работник печати, член Союза писателей России, поэт, г. Вышний Волочёк Из одного источника Итак, снова Александр Николаевич Радищев: «Никогда не про- езжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлю- зов. Первый, кому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельную, дабы все концы еди- ныя области в вящшее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства». Умри – лучше не скажешь! Однако повелением Екатерины Великой автора – в острог (а ведь и она сама эту «реку рукодельную» видала), потом, естественно, – в Сибирь, поскольку негоже в одном сочинении сочетать красоты рукотворные с описанием бедствий народных («бунтовщик поху- же Пугачева!»). Спустя полтора века этот бунтовщик органично войдёт в школьные сочинения советской эпохи и так же органич- но исчезнет из них, когда в России снова начнётся эпоха иная… Впрочем, рассуждения об общественных формациях здесь явно не к месту. А Радищев любезен сердцу моему, потому что он первым в российской словесности так вдохновенно, по- этически сказал о наших вышневолоцких каналах – чудесном творении самородка Сердюкова. Это – генезис. А стоит только начать – стихи польются как из рога изобилия. Вот XIX век, Антон Штукенберг: «И где лишь птиц вились ста- ницы, поплыл богатый караван, неся избыток дальних стран к ногам красавицы столицы». Красиво излагает, но вот парадокс: автор стихов – путеец, строитель Николаевской (Октябрьской) железнодорожной магистрали – той самой, коя оставит безра- ботной великолепную сердюковскую водную систему. XX век. Приехал в Вышний Волочёк к фронтовому другу Иван Шамов, бывший военный лётчик, автор слов извест- ной всей стране песни «Костры горят далёкие», и, вдохно- вившись Волочком, оставил строчки на все времена: «Не в Италии, не в Греции этот дивный старичок. И в России есть Венеция – город Вышний Волочёк». Прошу прощения у краеведов за утомление лирической му- зой, но никак не могу не вспомнить и других прекрасных по- этов, моих вечных друзей – очных и заочных, – оставивших за- метный след в солидной уже литературной «Сердюковиане»: Константин Рябенький, Андрей Дементьев, Виктор Никитин,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1