Удомля - "Русский Барбизон"

10 полнил общую картину удомельский краевед Н.А. Архангельский. Их труд был отправной точ- кой для нашей работы, но они не имели в своё время тех возможностей, которые получили ис- следователи сегодня: открытые государственные и частные архивы, Интернет, электронные ката- логи музеев и картинных галерей… Нами обоб- щение роли Удомли в истории русской живопи- си впервые было сделано в статье «Особое место Удомли в истории русского искусства» («Русская провинция». – 1997. – № 3), затем в книгах «Знаменитые россияне в истории Удомельского края» (2009) и «Художники Удомельского края» (2013), в дальнейшем были изданы отдельные книги-альбомы об удомельском периоде жизни и творчества Венецианова, Сороки, Левитана, Ко- ровина, Бялыницкого-Бируля и его даче «Чайка», о десятках художников, работавших на «Чайке». Настоящая же книга – об остальных художниках «удомельского круга»: Н.П. Богданове-Бельском, С.Ю. Жуковском, А.С. Степанове, А.В. Моравове, А.Е. Архипове, И.С. Галкине. За прошедшие годы их биографии нами были серьёзно переработа- ны, и в настоящей книге тексты публикуются в последней редакции. И только формат книги- альбома позволяет нам представить эти тексты с подборкой репродукций картин, написанных ху- дожниками в Удомельском крае. (Конечно, если бы позволяли средства, о каждом из этих худож- ников можно было бы выпустить отдельную кни- гу с более полным набором репродукций). Если в начале художники при приезде в Удомельский край останавливались, как правило, вместе или близко друг к другу, то со временем у каждого появились свои предпочтения. (Приез- жали с жёнами, детьми, нужно было больше мес­ та). Так, Богданов-Бельский работал и жил пре- имущественно в с. Островно в усадьбе Ушаковых; Бялыницкий-Бируля тяготел к оз. Удомля, жил в сц. Гарусово, а в 1912–1913 гг. построил на его берегу дачу «Чайка»; Жуковский дольше всего жил и работал в усадьбах Бережок на оз. Песьво и Островки на оз. Молдино; Степанов – в Лу- бенькино, в Гарусово, в Бережке; Моравов – в Островно и в Гарусово. Каждый из художников работал по своей теме. И в результате сообща они написали и сохранили для потомков образ Удомельского края начала ХХ века – типичной среднерусской провинции. Бялыницкий-Биру- ля писал пейзажи; Богданов-Бельский – жизнь деревни, преимущественно детей; Жуковский – усадьбы (и именно те, где многократно бывал Венецианов и Сорока), усадебный быт, пейзажи; Степанов – русскую деревню, мир природы и животных; Моравов писал усадебные интерьеры, хозяев усадеб, крестьянский быт, жизнь деревни, портреты крестьян. Благодаря их многолетней работе, некоторые места: Островки, Всесвятское, Гарусово, Бережок, окрестности озёр Островно и Удомля и др. были описаны детально, и сегодня по ним можно реконструировать целые куски территорий. Мало, пожалуй, в российской про- винции мест, столь подробно описанных худож- никами такого уровня! В настоящей книге впервые вводится в ши- рокий оборот уникальный фотоархив художника И.С. Галкина. Картины Галкина присутствуют в собраниях многих галерей России, но известно о нём очень-очень мало, и опубликованная в книге его биография – одна из самых полных вообще, не говоря уже о десятках фотопортре- тов. Дело в том, что кроме собственно картин, других источников о жизни художников в Удо- мельском крае, например, фотографий, крайне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1