Удомля - "Русский Барбизон"

109 А.С. Степановым, С.Ю. Жуковским, Н.П. Богда- новым-Бельским. Сразу после окончания училища, в 1903 г., Моравов участвует в 31-й выставке Товари- щества передвижников, представляя там свою дипломную работу – картину «Мать» (ГРМ). И.Е. Репин дал высокую оценку этой работе. С 1904 г., после 32-й выставки, Моравов становит- ся членом Товарищества передвижников, где сближается с выдающимися русскими худож- никами: И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, В.Е. Ма- ковским, В.М. Максимовым. Определились основные темы творчества Мо- равова: жанровые исторические картины, жизнь В Удомельский край А.В. Моравов впервые по- пал по приглашению В.К. Бялыницкого-Бируля в 1902 г., куда очарованный красотой местной природы Бялыницкий-Бируля стал приглашать к себе в усадьбу Ворониху дворян Колокольцо- вых на оз. Кезадра друзей по училищу: Мораво- ва, Богданова-Бельского, Жуковского, Степанова. Из письма В.К. Бялыницкого-Бируля Алексею Александровичу Моравову, сыну художника: «Чай- ка», 4 апреля 1952 г. … Твой отец был на протя- жении нескольких десятилетий самым близким моим другом, дорогим товарищем, художником нашей единой школы Живописи и Ваяния. Все мы бывшие ученики уч. Живописи … и вот судь- бе угодно было соединить, сблизить нас сначала в Училище Живописи и Ваяния. После Училища, где преподавателями были художники-передвиж- ники, а после школы мы все поименованные, были приняты в Товарищество Передвижни- В Удомельском крае ков – членами Товарищества. И вот, указанные пять художников волею судьбы так стали близки, дороги, понятны друг другу и прожили вместе ра- ботая, вместе охотились и вместе жили несколько десятилетий и неизменно участвуя на выставках Товарищества Передвижников». «Впервые мой отец, – вспоминал сын Мора- вова Алексей впоследствии, – приехал в Удомлю в 1902 году, и с тех пор жизнь удомельских крестьян, её ландшафты часто были темой его картин. Он не любил город и никогда не упус­ кал возможности хоть на несколько дней вы- браться из него в деревню. Будучи преподава- телем художественной школы при издательстве И.Д. Сытина, одну половину недели отец прово- дил в Москве, в школе, а другую на удомельских озёрах, нисколько не тяготясь переездами». О том, что Моравов приехал в Удомельский край в 1902 г., говорит и картина-этюд «Портрет русской деревни, портреты. Картины художника стали часто экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, охотно приобретались музеями. В 1912–1913 гг. (точная дата не известна) Алек- сандр Викторович женился на Елене Николаевне, урожд. Миндовской (1893–1962) – судя по году рождения единственного сына Алексея (1914– 1979). Елена Николаевна – дочь Николая Иванови- ча Миндовского – крупного вичугского (г. Вичуга, сегодня Ивановской области) фабриканта, внучка Ивана Александровича Миндовского (1836–1912), так же вичугского фабриканта, прототипа Лопахи- на из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1