Удомля - "Русский Барбизон"

110 Марии Фёдоровны Якубович за роялем. Гарусово» (1902, ТОКГ). «1902, Гарусово» – это подпись на картине самого художника. М.Ф. Якубович (1892–?) – дочь земского врача Фёдора Василье- вича Якубовича (1853–?) и Натальи Михайловны, урожд. Аракчеевой (1860 – после 1931) – вла- дельцев усадьбы Роща – южная часть Гарусово. В своих воспоминаниях со слов мужа Е.А. Бя- лыницкая-Бируля писала: «За Жуковским в Во- рониху тут же приехал художник А.В. Моравов, которого все друзья-товарищи звали «Моравец». Поселился он так же в одном доме с Витольдом Каэтановичем. Моравов (красивый брюнет) по характеру был очень серьёзным и выдержанным. Среди своих товарищей был самым молодым. За время пребывания в «Воронихе» он плодотворно рабо- тал, много написал этюдов и картин, из них Ви- тольд Каэтанович помнит такие произведения: «Рыбаки», «Устье» (деревня Устье на оз. Кезад ­ ра – Д.П. ), «Северная деревня», «Деревня Воро­ ново» (на северном берегу оз. Кезадра – Д.П. ), «Лодки». Там же были написаны им портреты с Богданова-Бельского и жены Кугеля (актри- са Зинаида Васильевна Холмская, гражданская жена театрального деятеля А.Р. Кугеля – Д.П. ). Позднее он написал портрет и Витольда Каэта- новича, который купил Воронежский музей. Находясь в большой дружбе с художником Богдановым-Бельским, Моравов написал ему, красочно описывая здешние места и замечатель- ные условия для работы, так что к группе со- бравшихся художников скоро присоединился и Николай Петрович Богданов-Бельский с женой Натальей Антоновной. Нужно сказать, что у Моравова с Богдано- вым-Бельским было много общего в натурах и главное – оба любили и увлекались жанром де- ревни, конечно, каждый по-своему. Александр Викторович и Николай Петро- вич были очень общительны с народом. Стоило им появиться где-нибудь со своими ящиками с красками, как их тут же окружал народ, на- чиная с ребятишек и кончая стариками. Завязы- вался задушевный разговор. Охотником, в прямом смысле этого слова, Моравов не был, к охоте относился весьма спо- койно, так же и собаку свою «воспитывал». Ког- да ему указывали, что собака его на охоте часто зря бегает, пугает дичь, то он отвечал: «И собаке надо иметь возможность просто бегать». Будучи человеком очень начитанным, Мора- вов свободное время любил проводить в беседах об искусстве и литературе. Хорошо пел и играл на рояле и балалайке. Хорошим собеседником Моравову в вопро- сах искусства и литературы была жена Витольда Каэтановича Ольга Ивановна. Она в одно время училась в Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Витольдом Каэтановичем, Моравовым, Жуковским и Богдановым-Бельским. За свои ученические работы получала хорошие оценки… Моравов, обладая спокойным характером, мог по целым дням работать дома. Полной про- тивоположностью ему был Витольд Каэтанович. Рыжанов Михаил Иванович, который в то вре- мя поступил в помощники к Моравову мальчи- ком, про Витольда Каэтановича говорил: «Конь на всём ходу, часу на месте не может быть». Бялыницкий-Бируля писал о Моравове: «Ну задумайтесь, разве это прекрасное можно за- быть, что в натуре, во всём существе у так на- зываемого Моравца было?! Конечно, многое для характеристики этого кристаллической души

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1