Удомля - "Русский Барбизон"

111 человека, художника, товарища в истинном зна- чении этого слова, должно быть сказано...» ( Кац ). У каждого из пяти вышеназванных друзей- художников была своя тема живописи в Удомле. Основной темой творчества Моравова стал по- вседневный быт удомельской деревни, трудная жизнь крестьянина на земле. Первоначально все художники останавливались в усадьбе Ворониха на южной стороне оз. Кезад­ ра, а в дальнейшем каждый нашёл себе усадьбу по душе. Моравов и Бялыницкий-Бируля с 1906 г., (до строительства последним в 1912–1913 гг. дачи «Чайка» на оз. Удомля), чаще останавливались в ус. Гарусово у дворян Аракчеевых на оз. Удомля. Моравов снимал две комнаты в мезонине дома, в котором прежде жил и И.И. Левитан в 1893 г., когда писал картины «На озере» (1893) и этюды к картине «Над вечным покоем» (1894). «До Революции Гарусово принадлежало оскудевшим дальним родственникам графа Аракчеева, – продолжал свои воспоминания А.А. Моравов. – Вероятно, первым художником, посетившим эту усадьбу в 1893 году, был Исаак Ильич Левитан. В то время хозяйкой Гарусово была Надежда Михайловна Аракчеева. Женщи- на едва грамотная, обладавшая добрым нравом и сердечным гостеприимством. Охромев смоло- ду, она лишь изредка выезжала на богомолье в уездный город Вышний Волочёк, да в соседнюю церковь. Вместе с ней жила её сестра Екатери- на Михайловна Аракчеева, которая унаследовала от своего дальнего родича крутой и жестокий характер. Брат Надежды Михайловны, Михаил Михайлович, жил в отдельной избушке во дворе усадьбы. Неграмотный, он не нашёл себе дела в жизни, а может быть, никогда и не искал его. Было у него много рыболовных снастей, несколь- ко лодок, и в рыбной ловле проводил он свой до- суг. И.И. Левитан пользовался его услугами при своих поездках по озеру. Это его сети (других не могло быть в то время на собственной земле Аракчеевых) изобразил он на своей картине «На озере». Позже у Надежды Михайловны жили художники В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богда- нов-Бельский, А.С. Степанов, А.В. Моравов. Гарусовский дом был уютный и тёплый. С одной стороны к нему примыкал старый за- пущенный парк с огромными липами и елями, посаженными ещё крепостными Аракчеевых, с другой, засаженный молодыми берёзами двор, переходящий в заросшие ольхою бескрайние холмистые пустоши, поля, низинные, сырые луга. Часть берёзового палисадника, росшего в то время в Гарусово, изображена на картине отца «Верёвки» (Третьяковская галерея). Кроме господского дома в усадьбе было немало различ- ного рода построек. Они видны на картине отца «Девушка у окна» (Пермская государственная художественная галерея), «Лето. Солнечный день» и «Под весенним солнышком» (Третья- ковская галерея). Изображённая на картине «Лето. Солнечный день» небольшая избушка, называвшаяся «Шале», находилась в гарусов- ском парке и была предназначена для гостей. В нём останавливались и жили приезжавшие в Гарусово художники» ( А.А. Моравов ). О жизни художников в Гарусово в своих письмах искусствоведу Л.И. Кац вспоминала Марина Сергеевна Соколова (1913–?) – внучка врача Фёдора Васильевича Якубовича (1853–?) (был женат на Наталье Михайловне Аракчеевой, в приданое молодожёны получили имение Роща в полукилометре от Гарусова): «Бируля жил с Моравовым, Богдановым-Бельским и с семьей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1