Удомля - "Русский Барбизон"

112 почти каждое лето у бабы Нади (Надежды Ми- хайловны Аракчеевой – владелицы усадьбы Га- русово – Д.П. ), проводили иногда там и зиму с 1902 года. В Гарусово к ним зимой приезжал художник Степанов, живущий обычно летом в Бережке или Лубенькине у Аксаковых». В Гарусово, в комнате с большим окном, выхо- дившим на круглый палисадник с берёзами, где была устроена детская, Моравов пишет портрет дочери Бялыницкого-Бируля Любы в пятилет- нем возрасте с собакой. Эта картина «Друзья» (1908) участвовала на передвижной выставке, затем стала собственностью Витольда Каэтано- вича и до 1958 г. находилась на даче «Чайка». Сегодня – в Национальном художественном музее Республики Беларусь. В дальнейшем Моравов также много работает в ус. Ушаковых на оз. Островно, где пишет картины: «У окна. Портрет В.В. Ушаковой» (1907, ТОКГ), «Старый зал», «Старый зал. Островно» (1912, ТОКГ, изображена С.В. Ушакова), «Портрет Еле- ны Николаевны Моравовой, жены художника, в интерьере» (1913, атрибуция Л.И. Кац), «Портрет Е.Н. Моравовой» (1910-е, собрание О.Н. Глазова, Вышний Волочёк), «Интерьер» (1913), «Астры. Уголок в доме Ушаковых в Островно» (1918). – Именно благодаря картинам Моравова, Богда- нова-Бельского, позже К.А. Коровина мы знаем интерьеры ус. Ушаковых, где в 1893–1895 гг. ра- ботал И.И. Левитан, в 1895 г. бывал А.П. Чехов (описал этот дом и зал с колоннами в рассказе «Дом с мезонином»). Богданов-Бельский написал в этом же зале с колоннами картину «Новые хо- зяева» (1913), «Подруги»… В своём очерке «Последние цветы Левитана» Бялыницкий-Бируля описывает посещение им и Моравовым усадьбы Ушаковых в с. Островно и Горки в момент продажи последней, где встре- тились с А.И. Турчаниновой (тогда уже в первом замужестве Зворыкиной), вероятно, в 1913 году. Моравов много работает в удомельских дерев- нях, в т.ч. в дд. Мошная Горка, Акулово, где соз- даёт целую портретную галерею крестьянских образов: «Уборка картофеля» (1904), «Будущий наездник» (1908, ГТГ), «Под вешним солныш- ком» (1908, ГТГ), «Мужики» (1910-е), «Рыбаки на озере» (1911, оз. Кезадра), «Зимний спорт» (1912), «Ярмарка» (1914, ТОКГ), «Будущий ка- валерист» (1914, ГТГ), «Сушка сена», «На своей полоске» (1916, ТОКГ), «У водопоя»… В автобиографии Моравов писал: «В своих произведениях я всегда шёл от темы. Тематиче- ским содержанием моих картин того периода были главным образом жизнь, быт и труд наших крестьян на фоне родной природы. Тяжёлый, примитивный крестьянский труд на помещи- чьих полях и на своих полосках, необеспеченное полуголодное существование деревенской бед- ноты – всё это мне хотелось показать в жи- вописи. Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни, связанное с созвучными яркими красками» ( Кац ). В эти же годы Моравов создаёт ряд лирических пей- зажей, в которых сумел тонко передать особую красоту неброской северной природы. Многогранность творчества Моравова отмечал его ближайший друг Бялыницкий-Бируля: «Что меня больше всего удивляет и поражает в твор- честве А.В. Моравова – его широчайший диапа- зон художника, его исключительная многогран- ность. Вспоминаю его молодые годы. Тверская губерния. Эти убогие деревеньки и его всегдаш- нее стремление к общению с этими людьми, его глубокая любовь к ним, к этим детям. В них он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1